«Самый украинский украинец»

Третьего мая исполнился год со дня смерти выдающегося ученого, историка Украины, политолога, нашего коллеги по работе в газете «День» — профессора Джеймса Мейса. Всего год назад собравшиеся на гражданскую панихиду в Доме учителя историки, журналисты, политики, профессора и студенты Киево-Могилянской академии, где Джеймс преподавал политологию, представители диаспоры говорили о том, сколько он сделал для того, чтобы мир узнал и признал правду об украинском Голодоморе 1932—1933 гг., о том, как болел душой за настоящее Украины, как мечтал увидеть ее по-настоящему свободной и цветущей. И то и дело в речах выступавших звучал рефрен: «Этот американец, не имевший ни капли славянской крови в жилах, был большим украинцем, чем многие из тех, кто родился и вырос здесь».
За 52 года своей жизни Джеймс Мейс успел удивительно много. Он работал в Гарвардском Институте украинистики, участвовал в подготовке книги Роберта Конквеста о Голодоморе «Жатва скорби», руководил семинаром Института украинистики, в 1984 году стал директором пилотного проекта «Устная история украинского Голодомора», в рамках которого были опрошены сотни людей, переживших Голодомор, и издан трехтомник их воспоминаний. Наконец, в 1986 году Мейс стал исполнительным директором Комиссии США по украинскому Голодомору, подготовившей на основе своих изысканий доклад Конгрессу.
Убедить Америку, а с ней и весь Запад, в том, что трагедия 1932—1933 была не чем иным, как преднамеренным геноцидом украинского народа, оказалось нелегкой задачей, растянувшейся на многие годы. Настойчивость и убежденность историка снискала ему уважение одних и недоброжелательность других, и родная Америка стала неприветливой к Джеймсу. В начале 90-х он впервые приехал в Украину — о такой поездке он не мог и мечтать, когда делал первые шаги в изучении истории этой страны. Украинские коллеги встретили Джеймса как героя. Он приехал сюда еще раз, и исход поездки оказался неожиданным: писательница и журналистка Наталья Дзюбенко брала интервью у знаменитого американца, и вопросов, очевидно, оказалось так много, что для ответов понадобилась вся жизнь… Они поженились, и Джеймс остался в Украине навсегда. «Навсегда» оказалось слишком коротким, но эти годы вместили и преподавательскую, и научную работу, и множество публикаций, и работу в англоязычном дайджесте газеты «День», и инициация двух акций нашей газеты — «Свеча в окне», посвященная годовщине Голодомора, и акция по аннулированию Пулитцеровской премии журналиста Уолтера Дюранти, который в 30-х годах преднамеренно вводил мир в заблуждение, рисуя радужную картину жизни в Советской Украине и отрицая существование голода.
В этом году газета «День» готовит к публикации книгу о Джеймсе Мейсе, которая выйдет в серии «Библиотека «Дня» и включит в себя как статьи, написанные им в разные годы для нашей газеты, так и статьи и заметки о нем самом, написанные его коллегами, друзьями и близкими. Впервые так полно познакомившись с его статьями не только о Голодоморе, но и о проблемах украинской экономики, политики, языка и культуры, широкий круг читателей, для которого предназначена книга, сможет оценить не только глубину, но и многогранность таланта Мейса, его глубочайшую эрудицию, прекрасный стиль и великолепный юмор.
Выпуск газеты №:
№79, (2005)Section
Панорама «Дня»