СДПУ(обновленная)
Леонид КРАВЧУК: «Мы не учли желание людей жить иначе»
Социал-демократы объединенные, по-видимому, наиболее смиренно из всех заметных участников избирательной гонки восприняли свое поражение. Они не обвиняли никого в фальсификациях, не требовали пересчета голосов. Вместо этого — спустя три дня после выборов лидер СДПУ(О) Виктор Медведчук и его заместитель Юрий Загородний подали в отставку со своих партийных должностей в связи с тем, что «Оппозиционный блок НЕ ТаК!», в состав которого входили эсдеки, набрал немного больше 1% голосов избирателей. Политолог Михаил Погребинский, которому приписывали тесное сотрудничество с объединенными социал-демократами, в одном из своих последних интервью заявил, что судьба этой политической силы будет зависеть от того, как оценят произошедшее, лидеры партии, насколько они смогут переформатировать свою политическую структуру. Похоже, определенные выводы уже сделаны. Более того — секретариат СДПУ(О) фактически принял решение о переформатировании партии. Об этом рассказал «Дню» лидер фракции СДПУ(О) в Верховной Раде четвертого созыва, первый президент Украины Леонид Кравчук. Подробнее — в интервью с политиком.
— Социал-демократическая партия Украины (объединенная) осталась вне парламентского процесса. Что вы собираетесь делать?
— Проанализировав сложившуюся ситуацию во время парламентских выборов, а также ситуацию после выборов, секретариат СДПУ(О) решил признать работу партии в этих условиях неудовлетворительной. Мы не учли новые условия развития Украины, что, собственно, и привело к поражению на выборах. Поэтому для дальнейшего определения роли и значения партии в Украине было решено создать рабочую группу во главе с Виктором Медведчуком, которая должна разработать концепцию реформирования партии. В Концепции должны быть отображены организационные, политические и идеологические основы деятельности партии и условия ее перехода к партии нового типа. Это должна быть партия парламентского типа.
— Объясните, пожалуйста, что имеется ввиду?
— Обычно партии работают постоянно, в том числе и в период между выборами — создают аппараты, первичные организации. Так как когда-то Коммунистическая партия работала, независимо от того есть выборы, или нет. Партии парламентского типа (я изучал соответствующий опыт Великобритании) сворачивают после выборов свою работу, работают только в парламенте. А при объявлении новых выборов партия снова разворачивает свою деятельность, аналитические группы, партийную прессу, сотрудничает со СМИ, то есть использует все возможности, чтобы донести свою программу, свои цели до избирателей.
Также мы планируем, что обновленная партия будет существовать на основах самоокупаемости.
— А это что означает?
— Опять же, обычно центральные органы партий содержат местные ячейки, их штат — они платят зарплату, аренду помещений и т.д. А самоокупаемость означает, что те, кто вступают в партию, платят взносы, проводят мероприятия коммерческого характера, зарабатывают деньги и платят зарплаты людям, выполняющим ту или иную работу. А центральные органы не финансируют местные органы партии, во всяком случае не делают это систематически и системно, на постоянной штатной основе.
— Кто входит в рабочую группу, разрабатывающую Концепцию обновления партии?
— Как я уже сказал, Виктор Медведчук возглавляет группу. Кроме того, в этой группе Владимир Заец, Вадим Мисюра, Загородний...
— А вы?
— Я нет, я же не вхожу в состав секретариата. Секретариат состоит из главы партии и его заместителей. А я не заместитель. Я присутствую на этих собраниях как руководитель фракции, а также как член политбюро.
— Если обновленная партия будет партией парламентского типа и, по вашим словам, будет работать только в парламенте, то чем она будет заниматься пять лет до следующих выборов?
— Наша партия сейчас не принимает абсолютно никакого участия в управлении страной. Оппозиция же не только в парламенте может быть — оппозиция существует и внепарламентская, общественно-политическая. Ведь прошло в парламент только пять партий и блоков из 45. И что делать партиям и блокам, не попавшим в парламент? Они же как-то должны работать со своими избирателями.
Ведь какая-то часть людей все эти партии и блоки, оставшиеся за стенами Верховной Рады, поддерживает. В общем, если все хорошо подсчитать, окажется, что за партии и блоки, прошедшие в парламент, не проголосовала даже половина населения.
Поэтому наша партия будет работать. Мы на съезде определим основные направления работы в сегодняшних условиях. Скажем, мы будем разворачивать работу через СМИ, путем создания аналитических групп, которые будут анализировать ситуацию в стране и доносить ее до граждан разными способами — через «круглые столы», пресс-конференции, встречи с интеллигенцией. Будем рассказывать о наших планах. Мы считаем, что наше нынешнее оппонирование власти не может быть таким жестким, как это было во время выборов. И не считаем, что основная задача нашей партии — это шельмовать власть. Мы будем предлагать альтернативные программы, альтернативные законопроекты, решения. Будем демонстрировать, что решения, принятые властью неэффективны по таким-то конкретным причинам. То есть это будет конструктивная критика. Скажем, с 27 марта власть ничего не говорит об Украине — только о собственном обустройстве. Странно слушать заявления наподобие: «Давайте все объединимся, создадим единую власть». У меня в связи с этим вопрос: в Конституции записано, что правительство должно внести в Верховную Раду основы внутренней и внешней политики. К примеру, вносит правительство Януковича такие основы на рассмотрение парламента. Но они же, согласно программным основам Партии регионов, диаметрально противоположны взглядам «Нашей Украины». По каким-то вопросам компромиссы, конечно, можно будет найти. Но относительно всего остального — например, вопроса двуязычности, церкви, вступления в ЕЭП? Это принципиальные вопросы. В США у правящей партии и оппозиционной нет разногласий относительно стратегического курса государства. Они могут спорить о правах сексуальных меньшинств, об уровне налогов и т.д. А как объединиться украинским партиям и блокам на основании их диаметрально противоположных взглядов? Кто-то должен изменить эти взгляды или как?
— Вы сказали, что СДПУ(О) не учла новых условий развития Украины, и это, собственно, и привело к поражению на выборах. А какие именно условия не были учтены?
— Десять лет правления Леонида Кучмы создали соответствующую духовную, экономическую и политическую ситуацию в Украине. Часть людей поддерживала курс, определенный президентом Кучмой, особенно в экономической сфере. Тем более что экономическая политика бывшей власти давала определенные положительные результаты — это факт. Но президентские выборы и «оранжевый» Майдан совершили большое сотрясение в сознании людей. Значительная часть украинцев по другому посмотрели на власть, на ее функции, на ее ответственность перед народом, на взаимосвязь общества с властью. Раньше эти вопросы не поднимались так сильно, все шло в определенном русле, а тут вдруг поднялось на поверхность, перевернуло сознание населения. И мы не учли этих перемен. Не учли желания людей жить иначе.
Скажем, 13% людей, проголосовавших за «Нашу Украину», еще верят, что эта сила может изменить ситуацию в Украине. Но часть избирателей, проголосовавших за БЮТ, считают, что «Наша Украина» предала Майдан и что именно Юлия Тимошенко — носитель идей, зародившихся во время революции. Настроения коммунистического электората известны. А Партия регионов выплыла на волне еще президентских выборов. Ее избиратели считали, что в 2004 году их незаконно обделили, и они решили взять реванш в 2006-м. В то же время, избиратели не захотели, чтобы объединенные социал-демократы участвовали в управлении страной. Основная причина — это то, что СДПУ(О) и ее лидеры несли на себе очень большой груз прошлого. И их ответственность за то, что было, и даже за то, что есть, по мнению большинства населения Украины, очень большая. А наши партийцы жили в основном реалиями 2002 года. Я общался с секретарями обкомов, и они говорили: в 2002 году мы взяли 6% на выборах, и меньше просто не может быть. Оказалось, может.
Кроме того, мы не учли тот «беспредел», совершаемый сейчас демократической властью. Я смотрю сейчас на всю эту комедию, происходящую вокруг создания властных структур, коалиций — это детский садик. Каждый день кто-то выходит и что-то заявляет, и в этом круговороте трудно найти хоть какую-то логику и последовательность. Ведь в чем суть проблемы? В европейских государствах парламентского типа после выборов формирует правительство политическая сила, набравшая наибольше количество голосов. Они должны сейчас сказать, что таким лидером в «оранжевой» коалиции является Юлия Тимошенко. Как они к ней относятся — не имеет значения. Имеет значение, как к ней относятся избиратели. Они же хотят, чтобы она была в коалиции, но не претендовала на премьера. И не понимают простой вещи: если вы выбрали европейскую модель, то следуйте логике этой европейской модели. Они могли бы создать эту коалицию уже на второй день после выборов. Но тут «и хочется, и колется, и мамка не велит». Взяли 13%, а хотят управлять государством. И начинают что-то раскручивать, переворачивать, качаются влево-вправо, вперед-назад... Это же посмешище для всего мира. Если уж так не хотят премьера-Тимошенко, то пусть бы сказали: хотя Юлия Владимировна и взяла 23%, мы ей не доверяем, она не способна управлять страной, и мы или провозглашаем новые выборы, или объединяемся с Партией регионов. Но нужно знать, что тогда премьером будет Янукович, а не Юрий Иванович (Ехануров. — Ред. ) или кто- то еще. Но ведь нет, также не соглашаются. Такое впечатление, что они хотят взять возможных партнеров измором. А на самом деле берут измором избирателей, которым уже надоело наблюдать за этими играми в коалицию.
— Леонид Макарович, обновление СДПУ(О) будет заключаться в переформатировании программы и принципов деятельности партии или будут и кадровые изменения?
— Основой программы партии останется социал-демократическая идеология. Что-то, возможно, подкорректируется, уточнится, разовьется в соответствии с приобретенным нами опытом на президентских и парламентских выборах, опытом наших ошибок и правильными шагами.
Что же касается кадровых изменений, то все люди, работавшие в центральных органах СДПУ(О) не могут работать в новой партии. Это должна быть партия нового типа и люди нового типа. Потому что как только кто-то появится в руководстве обновленной партии из старой когорты, то все сразу же скажут: о, знакомые лица, а говорят — новая партия.
— Но старые лидеры в рядах самой партии останутся или нет?
— Я остаюсь членом партии. Может, партийные билеты обновят, если название партии изменится.
— Инициативу по референдуму относительно вступления Украины в НАТО и ЕЭП СДПУ(О) будет доводить до логического завершения?
— Обязательно. Дело уже на завершающем этапе. Хотя в некоторых областях какие-то проблемы с подписями обнаружили, якобы, прокуратура этим занимается. Я не исключаю, что какие-то ошибки кем-то из инициативных групп по сбору подписей были допущены. Если найдут виновных, то пусть ими занимаются правоохранительные органы. Однако у нас собрано более 4-х млн. подписей вместо обязательных 3-х миллионов. То есть у нас большой запас. Мы все свои обнародованные планы, которые считаем важными для Украины, будем осуществлять.
Выпуск газеты №:
№66, (2006)Section
Панорама «Дня»