Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сегодня Сергею Кудре исполнилось бы... 26 лет

По данным МИДа, в прошлом году за границей погибло 395 граждан Украины
28 марта, 00:00

Леся Гонгадзе и Евдокия Кудря друг друга не знают. Общее у них то, что они — матери взрослых сыновей. Их страшное горе — утрата сыновей. Что случилось с журналистом Георгием Гонгадзе мы, к сожалению, не знаем.

Глядя на портреты Георгия, развешанные по всему городу, в общественном транспорте и других местах, понимаешь: украли, убили (?), ищут (?).

Политические оппоненты лихо используют трагедию в своих интересах. Международная общественность и политики внимательно наблюдают за ходом событий вокруг дела Гонгадзе, принимая самое активное участие и в обсуждениях, и в экспертизах. Обвиняя и защищая.

А вопрос: «Что же случилось с Георгием Гонгадзе?» — по-прежнему остается.

Что случилось с рабочим Сергеем Кудрей, мы знаем: 28 января возле польского города Свидник Люблинского воеводства его застрелил местный полицейский.

Смерть украинца Сергея Кудри, нелепая и одновременно страшная, и в Украине, и в Польше вызвала вполне понятный резонанс. Вопреки ожиданиям резонанс был ничтожно мал. Может потому, что эта смерть не сулит политических дивидендов — ни власти, ни, тем более, оппозиции? Потому что к политикам может возникнуть вопрос: почему украинцы вынуждены искать заработок за границей и почему чуть ли не в каждом из них там видят мафиози или нелегала? Ведь не было ни громких заявлений, ни шествий, ни пикетов у польского посольства, ни кадровых претензий к власти, ни информационных войн. Да и граждане Украины сегодня с трудом вспоминают о случившейся трагедии. Никто из нас не торопится к Верховной Раде с требованием дать ответ: «За что убили Сергея Кудрю?». Версия польской стороны — все случившееся является трагическим недоразумением. А у украинской стороны вполне естественно возникает вопрос: как бы повел себя польский полицейский, если бы на месте Сергея Кудри был американец, француз, немец? Ведь всем еще памятны времена, когда поляки «разъезжали» по всему миру в поисках лучшей доли. И отношение к ним во многих странах было весьма недоброжелательное. И инциденты были. А ситуацию изменили протесты польского правительства. Случившееся на восточной по-польски границе реально свидетельствует, что до настоящего партнерства между нашими странами дело еще не дошло — необходима трезвая самооценка.

Начальник пресс-центра МИД Украины Игорь Грушко сообщил «Дню» следующее: «Идет следствие. Будем ждать его результаты. Это компетенция польских властей, польская сторона предоставила адвоката семье Кудри. А главное, во время недавней встречи под Варшавой президентов Украины и Польши Александр Квасьневский пообещал, что, не ожидая решения суда, жене Сергея Кудри будет выплачена предварительная компенсация». Сегодня Сергею Кудре исполнилось бы 26 лет. За грустным столом соберется его большая дружная семья. Мама, молодая жена, сын Сергей Сергеевич, 80-летняя бабушка, дяди, племянники, друзья, знакомые. И виновник торжества будет присутствовать... скромным портретом с краткой надписью «Вечная память». И в этот же день исполнится два месяца со дня его гибели. За что, почему? Ответы не получены по сей день.

«УКРАИНСКАЯ МЕЧТА»

Сергей Кудря — киевлянин. Здесь он закончил среднюю школу и из столицы смело отправился во взрослую жизнь. Искал он себя в Володарке. Сергей приобщился к коммерческой деятельности: попытался организовать малое предприятие. Потерпел неудачу, не растерялся, искал работу. Встретил свою первую любовь — маленькую голубоглазую девушку Валю. Они решили обосноваться в Володарке — в небольшом бабушкином доме было уютно, но тесновато. Надо строиться. Заработать в Украине не удалось — так судьба забросила их в Чехию.

Молодые не гнушались и не боялись никакой работы. Перерабатывали фрукты, трудились скотниками, работали на деревообрабатывающем комбинате, в последнее время — на стекольном заводе. Валя утверждает, что к рабочим с Украины относились хорошо, иногда даже лучше, чем к чехам. Почему? Да потому что чехи смену отработали и ушли домой, а украинцы готовы были поработать и дольше. Чтобы побыстрей вернуться тоже домой, с деньгами. Были дни, когда работали и по 14, и по 22 часа в сутки. А вообще-то, уточняет Валентина Кудря, люди встречались разные. Кто любил, кто не любил. «Такое есть и у нас», — тихо говорит она.

Внимательно смотрю на нее и спрашиваю: «А возникало желание остаться в Чехии жить? От дома ведь недалеко». Молодая женщина отрицательно покачала головой.

Первое время Валя и Сергей работали полулегально. Так трудились в чужой стране не они одни. В последний год все оформилось по-иному: паспорта, временная прописка, жилье, контракты. На вопрос, сколько же они зарабатывали, Валя ответила: 200—400 долларов. И тут же уточнила расходы. Питание, жилье, бензин... По лизингу купили машину (она до сих пор находится на территории Польши). Вот так они и боролись, уверенно приближая свою мечту — жить в Украине в своем доме и иметь свое дело.

Из Володарки в Чехии работало много людей. Жили дружно, узнав, что Валя беременна, перевели ее на более легкую работу. Дома бывали часто. И в этот раз торопились домой: заботливая родня присмотрела участок под будущий дом...

Время было зимнее. Молодая жена на восьмом месяце беременности... Их ждали. Их всегда ждали. Тем более, что через несколько дней — вторая годовщина со дня смерти деда. Хотелось быть с родней. Но...

ПРОЗВУЧАЛИ ВЫСТРЕЛЫ

Валя пожаловалась, что плохо себя чувствует. Сергей предложил заехать в ближайшую больницу и прибавил скорость. Бдительные польские полицейские не преминули это заметить. Обогнали машину Кудри и заблокировали дорогу. Сергей взял нужные бумаги и вышел из машины. Далее, по словам Вали, все произошло очень быстро. Один из полицейских бросился к Сергею, сбил его с ног и выстрелил. Раз, второй... Потом полицейский схватился за голову, застонал. Начал искать гильзу. Обнаружив ее, вместе с пистолетом выбросил в глубокую придорожную канаву. Далее, вспоминает жена убитого, все было как в кошмарном сне. Полицейский участок... и постоянное «пани, что в машине?» Явно, утверждает Валя Кудря, намекали на наркотики. Грозились разобрать машину на мельчайшие частички. Отвечала из последних сил: «Как разберете, так и соберете».

Участок, отель, и так более 12 часов. Мобильный телефон изъяли. На просьбы Валентины позвонить домой отвечали отрицательно. Вняли только просьбам переводчицы, искренне посочувствовавшей молодой женщине. Далее почти трое суток в больнице, постоянные допросы в участке — показания Вали и стрелявшего полицейского резко расходились. И наконец отъезд домой, где ВСЕ уже знали. Помогли добраться ребята, вместе с которыми работали в Чехии. Вспоминая те страшные четыре дня, Валентина Кудря рассказала, что представители нашего консульства все это время были рядом, строго следя за всем происходящим.

Но самое тяжелое было еще впереди. Юная вдова (!) дозвонилась к Сережиной маме. «Мама, Сережи нет! Его застрелил польский полицейский!» — прокричала она в трубку. Мама не хотела верить. Она умоляла сказать, что Сергей жив, что он ранен...

ДОМОЙ

Сергей Кудря возвращался домой. Сопровождали его товарищи, работавшие вместе с ним в Чехии. Все финансовые расходы свалились на плечи родственников и друзей. Польская сторона ограничилась 1100 злотыми — на похоронный костюм. На границе Сергея ждал брат Игорь, отец Вали, родственники. Деньги собирали на похороны всей Володаркой. Земляки помогали, чем могли, райгосадминистрация, райсовет тоже не остались в стороне. Похоронили Сергея Кудрю в Володарке.

ЖИЗНЬ В ПРОШЛОМ

Евдокия Петровна, мать Сергея Кудри, о себе не говорила. Рассказывала со слезами о сыне и невестке. О том, какая это была замечательная пара, называла их «голубками». Сергей любил свою жену, был очень к ней внимателен. Маму это радовало. Радовало и то, что сын хотел жить в Украине. Хотел построить свой дом, организовать малое предприятие. Хотел детей и дружную семью. Но все желания расстрелял польский полицейский — подняв приграничный вопрос: «кто пан, а кто холоп», «я могу, а ты нет!». Эти выстрелы должны стать хорошим уроком для всех думающих украинцев. Себя надо не только любить, но и уважать. И прежде чем спешить искать счастье в чужих землях, надо бы навести порядок в своем доме.

Бабушке Сергея Анне Остаповне в сентябре исполнится 80 лет. О предстоящем юбилее не говорили. Слезы и боль сотрясают маленькую женщину. Всю жизнь проработала в колхозе. Вырастила двоих сыновей и дочь, шестерых внуков, дождалась пятерых правнуков. И сегодня не сидит без дела. По двору активно бегает пернатое хозяйство, есть большой огород. Говорить трудно. Анна Остаповна все время повторяет: «Какой Сережа добрый был! Заботливый!». Показывает его подарки и плачет. Слезы, слезы... Никогда им не высохнуть на ее добром лице. Показывает участок, где внук хотел строиться. Все в прошлом...

В настоящем — убитая горем дочь с безответным вопросом: «Кто вернет мне сына?» Отец Сергея — в больнице в прединфарктном состоянии. Мама Евдокия Петровна с невесткой и внуком тоже в больнице. Маленький Сергей Сергеевич со временем узнает, как местные врачи спасали его маму и бабушку.

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

11 марта Валентина Кудря родила сына, Сергея Сергеевича. Настоящего богатыря — вес ребенка — 3 кг 600 г при росте 58 см. Роды прошли нормально. Валю с сыном торжественно проводили домой. И вдруг молодая мама затемпературила... Опять больница. «Осложнения после родов, и вообще организм у мамы ослаблен, — рассказывает заведующий акушерско-гинекологическим отделением райбольницы Ганжелевый Иван Ильич. — Да, и стрессовая ситуация в последние месяцы не прошла бесследно. Для ребенка роды были легкими, для мамы — сложными. Сегодня состояние Валентины нормальное. Молодая мама адекватно реагирует на все». Валя Кудря училась вместе с сыном Ивана Ильича. Подчеркивает, что ей уделяют особое внимание. Пребывание жены Сергея Кудри в роддоме и в акушерско-гинекологическом отделении полностью финансирует райадминистрация. Когда Валентину выписывали из больницы, приезжали многие: представители райадиминистрации, обладминистрации, телевидение. Очень хорошо, говорит Иван Ильич, что представители масс-медиа приезжают, фотографируют, расспрашивают.

— Как земляки ваши оценивают случившееся?

Иван Ильич заметил, что если бы экономическая ситуация у нас была нормальная, люди бы за границу на заработки не ездили. Сегодня много местных жителей трудятся за пределами Украины. В Володарке работают всего два предприятия — сырзавод и сахарный завод. «Володарчане искренне возмущены фактом убийства, — говорит Иван Ильич. — Как мы дошли до этого?! Никому не дано право убивать человека. Беспредел!»

СТАРШИЙ БРАТ

Игорь Кудря быстро вошел в комнату. И начал говорить: они с родственниками ездили по Володарке, присматривали дом. Администрация Президента Украины, представители «Яблока» и райадминистрация решили купить дом для вдовы и сына погибшего Сергея Кудри. Кое-что присмотрели... Игорь рассказывает о проблемах, возникших после смерти Сергея. Как 12 часов ждали они на границе гроб с телом. Как представители частной ритуальной службы остановились в 30 км от границы (на территории Польши) и отказались ехать дальше, пока не получат расчет. Сережины земляки сбросились...

По словам Игоря, все попытки ознакомиться с материалами следствия не увенчались успехом. До суда, согласно польскому законодательству, нельзя. Пытались забрать машину. Нельзя. И — расходы, расходы, расходы. Адвокат, предоставленный польской стороной, порекомендовал им собирать квитанции. Пообещал, что все будет компенсировано польской стороной. Отец Вали Вирыч Виталий Васильевич добавил, что во всем им все идут навстречу. Встречались они с Уполномоченным по правам человека Ниной Карпачевой. Украинский омбудсман пообещала обратиться к своему польскому коллеге с просьбой ускорить следствие и гарантировать его законность. Все представители власти, политики, с которыми приходится контактировать, беспокоятся о Вале и о маленьком Кудре. Все чувствуют вину.

К многочисленным поздравлениям, поступающим в эти дни в адрес Валентины и Евдокии Петровны Кудрей по поводу рождения нового гражданина Украины, их сына и внука Сергея, искренне присоединяются главный редактор «Дня» Лариса Ившина и все «дневцы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать