Перейти к основному содержанию

Сэкономим на ящиках

Калькуляция последствий политреформы
12 апреля, 00:00

Вчера Минфин и Минэкономики совместными усилиями демонстрировали журналистам экономикофинансовый аспект Конституционной реформы, объявленной Президентом Украины. И настаивали на том, что ее главным результатом будет повышение эффективности государственной власти.

Роли при этом распределились следующим образом. Минэкономики в лице заместителя госсекретаря Сергея Романюка заверило, что реформа пользуется поддержкой в этом тысячном коллективе. Экономисты особенно приветствуют единый срок выборов всех уровней, поскольку предвыборные обострения с разбросанностью выборных сроков не дают проводить согласованную экономическую политику. Одобряется и принцип формирования правительства Верховной Радой, поскольку при этом прогнозируется большая согласованность и ответственность законодательной и исполнительной власти. Единственное, что не нашло полной поддержки у экономически подкованных специалистов — принятие законов с помощью народных референдумов. Это положение они предлагают поставить в строгие рамки. Среди позитивов, которые усматриваются «старшими экономистами» в переходе к двухпалатному парламенту (усиление региональной составляющей в его деятельности, а также — предлагается ими — повышение роли местного самоуправления) нашелся и небольшой негатив: затягивание сроков прохождения законов.

Финансисты, которых представлял замгоссекретаря Александр Свирида, считают, что целесообразность внесение изменений в Конституцию «вообще не обсуждается», поскольку решение принято. Они решили отойти от «политической плоскости» и сконцентрироваться на экономических аспектах и последствиях конституционной реформы, в чем им, как говорится, и карты в руки. Во что обойдется конституционная реформа налогоплательщику, им еще не известно (в любом случае расходы на нее, по их мнению, будут меньше, чем полученные затем выгоды). Но плюсы в Минфине уверенно подсчитали. Если все выборы будут проводиться в один год, то это позволит сэкономить бюджетные деньги путем оптимизации расходов на ящики для голосования, формирование и оплату избирательных комиссий и в целом на накладных расходах. Хорошей экономией пахнет сокращение количества народных депутатов (до 300 из нынешних 450), а также продление срока их работы с четырех до пяти лет (больше Минфин не рекомендует, чтобы не нарушить баланс демократизма и экономической целесообразности). Таким образом только на обслуживании деятельности народных депутатов казна сбережет, по мнению Свириды, 30-35 млн. гривен в год, а на проведении выборов в один год — 15 млн. грн.

Но главным плюсом конституционной реформы минфиновцы считают предусматриваемое гарантированное (посредством права Президента на роспуск парламента) своевременное (до 1 декабря) принятие бюджета. «Это серьезный стимул для Верховной Рады», — уверен замгоссекретаря. По его мнению, «чудом» принятый в конце прошлого года госбюджет обеспечил в первом квартале этого года 100% его исполнения как по расходам, так и по доходам (даже больше 100%). При этом финансирование производится не в ручном, а в автоматическом режиме, уверил А.Свирида, что, по его мнению, говорит о стабильности государства и прозрачности политики для деловых кругов.

КСТАТИ

Главным результатом парламентских слушаний по политической реформе в Украине является вывод о необходимости реформирования системы власти в стране, считает народный депутат, член фракции СДПУ(О) Нестор Шуфрич. В пятницу в интервью журналистам в кулуарах Верховной Рады Н.Шуфрич подчеркнул, что «на сегодняшний день это вопрос номер один для нормального дальнейшего развития». По мнению депутата, «если будет проводиться реформа, это отразится на всех направлениях нашей экономики».

Руководитель депутатской группы «Деминициативы» Степан Гавриш выразил мнение, что главным результатом политической реформы должно стать создание эффективной власти. «Это означает, прежде всего, что есть диалог, который является эффективной моделью создания справедливой системы власти в Украине», — подчеркнул С.Гавриш. По его словам, президентско-парламентская форма правления «себя исчерпала», и Украина «обречена на поиски новой модели власти». «Нереформированная власть будет тормозом развития нашей страны», — сказал парламентарий.

Комментируя в интервью агентству Интерфакс-Украина итоги слушаний, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отметил: «Впечатляет позиция, заданная сегодняшним противостоянием власти и оппозиции — не воспринимать всерьез ничего, что исходит от власти, искать какие-то способы дискредитации любых ее сигналов». В то же время, считает М. Погребинский, у всех политических сил в парламенте существует «довольно широкое поле согласия». В частности, «практически нет разногласий по идее формирования правительства парламентом». Однако, подчеркнул директор Центра, существует «непреодолимая дистанция» между оппозиционными и пропрезидентскими силами. «К сожалению, парламентским слушаниям не удалось ввести диалог между этими силами в публичную сферу», — сказал он.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать