Перейти к основному содержанию

«Секретный остров» на голодном пайке

Журналист «Дня» побывал на суше, которой нет на карте
14 августа, 00:00
Этот остров не обозначен ни на одной из гражданских карт. Его «не было», несмотря на то, что расположенный в двух морских милях от Очакова, в устье Днепровско-Бугского лимана, он в ясную погоду хорошо виден с берега. А тем более с проходящих по фарватеру судов. При этом было известно только его название — Майский. Особо любопытным объясняли, что на острове расположена строительная часть.

Иногда «стройбатовцы» появлялись в городе. Странные они какие-то были — рослые, плечисто-мускулистые, эдакие «советские рэмбо». Впрочем, больше шокировала не внешность, а то, что в самоволку они бегали... вплавь, особо не задумываясь ни о высоте волны, ни о температуре воды.

«ГДЕ-ТО ПОД ОДЕССОЙ»

Первые современные упоминания о Майском относятся к 70-м годам, когда в американской прессе промелькнуло сообщение, что «где-то под Одессой» есть остров, на котором готовят советских морских диверсантов. Тогда с отповедью в газете «Красная звезда» выступил лично министр обороны СССР маршал Ахромеев: чего, мол, только не придумают враги, дабы опорочить советский строй. В те времена шпионы и диверсанты были американскими (китайскими, английскими и т. д.), а в Союзе — исключительно разведчики.

Открыто об острове Майский заговорили в начале

90-х, когда после развала СССР начался раздел флота. Тогдашний командир Майского, капитан 1-го ранга Анатолий Карпенко принял украинскую присягу и привел к ней свою бригаду. Тогда же и стало известно, что на острове находится военно-морской центр специального назначения, главная задача которого — подготовка личного состава к действиям в тылу противника. Иными словами, обучение тех самых диверсантов, о которых упоминали американцы. Выяснилось, что и элитное подразделение, и сам остров — уникальны.

«ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ...»

Ввиду особой секретности история возникновения острова то ли утеряна, то ли не разглашается. Известно, что он был создан искусственно — как форпост, преграждавший путь по фарватеру турецким кораблям в Днепровско-Бугский лиман. Что касается «авторства», то здесь существуют две версии. По одной из них, идея принадлежала генералиссимусу А.Суворову и была поддержана Екатериной II, остров насыпали в течение 25 лет. Другие источники приписывают создание острова выдающемуся инженеру, генерал-адъютанту Е.Тотлебену. Так или иначе, известно, что остров существовал уже во время русско-турецкой войны 1877—78 годов.

Он создавался на сваях, вбитых в грунт по конфигурации острова протяженностью 1400 метров. Между свай были насыпаны камни и глина, а сверху песок, завезенный из Очакова и Кинбурнской косы, между которыми и располагается Майский. Вокруг, чтобы остров не разрушался штормовыми волнами, был сооружен каменный оградительный мол. К 1881-му году остров имел причал, склады, 40 казематов, пороховые погреба и даже железнодорожную ветку. Однако предметом особой гордости были дальнобойные орудия и мортиры. Установленные на подвижных платформах для кругового обстрела, они специальным механизмом поднимались из казематов, а после стрельбы опускались глубоко под толщу бетона, камней и песка, что делало их неуязвимыми для ответного огня. Благодаря этому, десятилетия спустя, во время Великой Отечественной, в течение нескольких месяцев Майский был неприступен. А инженеры конца ХIХ века называли искусственный остров «выдающимся гидротехническим сооружением, не имеющим аналогов в мире».

С островом связано имя легендарного лейтенанта П.Шмидта, возглавившего флотское восстание в ноябре 1905 года и взявшего на себя командование Черноморским флотом. Арестованного 15 ноября П.Шмидта отправили из Севастополя в Очаков, а затем на остров, где держали в одном из казематов до 6 марта 1906 года. Отсюда его увезли на расстрел на другой остров — Березань. На Майском есть и музей Шмидта, и памятник «Потемкину» — основание фок-мачты легендарного броненосца. Впрочем, эти «достопримечательности» созданы отнюдь не для туристов: с 50-х годов на острове дислоцируется секретная часть специального назначения.

«ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ»

Ранним утром катер из очаковского военного порта доставляет нас вместе с квартирующими в городе офицерами и мичманами на Майский за полчаса. От любопытных глаз остров прикрыт буйной растительностью. Если смотреть сверху — просто покрыта травой земля. Большинство построек как бы «вмонтированы» в остров сбоку — они остались еще с прошлого века. Там всегда прохладно, что особенно приятно в убийственный сорокаградусный зной, время от времени заходим в казематы, где градусов семнадцать, не больше — остывать.

Жизнеобеспечение на острове автономное. Вода очень вкусная, мягкая — добывается из скважины глубиной около 100 метров. Постоянно урчит дизель, вырабатывающий электроэнергию. Есть небольшое подсобное хозяйство — три коровы, на днях родился теленок. Впрочем, несмотря на все удобства, здесь как нигде умеют переносить «тяготы и лишения армейской службы».

Тренировки на выживаемость проводятся, как правило, на расположенной относительно недалеко Тендровской косе. О большинстве упражнений распространяться не принято, тем не менее спецназовцы поделились некоторыми секретами. Например, как добыть воду в условиях пустыни. Выкапывается в песке яма, на дно которой устанавливается какой-либо сосуд. Сверху яма накрывается пленкой, но не ровно, а «конусом», вершина которого устремлена вниз, в отверстие посудины. В итоге влага из земли конденсируется на пленке и по капле скатывается в сосуд, за сутки так может накапать до полулитра — при выполнении определенных правил вполне достаточно для жизнеобеспечения организма.

Отменное здоровье — лишь одно из требований при отборе военнослужащих в эту часть. Обязательна психическая устойчивость. Желателен спортивный разряд. Не помешает и знание языков стран Черноморского бассейна. Всему остальному учат здесь: различным видам единоборств, стрельбе из самого разного оружия (особенно популярны бесшумные образцы, с глушителями), управлению спецтехникой и средствами связи. Есть горная подготовка. Обязательны прыжки с парашютом — как на землю, так и на воду. А учитывая специфику части, одной из профильных дисциплин является водолазная подготовка.

Один из старейших офицеров части, прослуживший на Майском с 1977 года, заместитель командира по водолазной подготовке капитан 1-го ранга Владимир Шугайло о выполнении боевых задач предпочитает не распространяться. Больше — о «мирных» заданиях, которые выполняли и выполняют спецназовцы. Во время Фестиваля молодежи и студентов на Кубе обеспечивали подводную охрану кораблей от возможных диверсий. Участвовали в ликвидации последствий катастрофы с теплоходом «Нахимов» — обеспечивали проходы для гражданских водолазов. Работали во время аварии канализации в Харькове. Плюс многочисленные подводные разминирования: уничтожали торпеды под Одессой, авиабомбу в районе херсонского элеватора, мину времен Первой мировой войны в устье Дуная под Измаилом...

Перспективное направление работы спецназовцев-водолазов — борьба с морским терроризмом. Свои навыки они продемонстрировали во время показательного выступления. Тогда террористы захватили заложников на корабле, потребовали выкуп. Им повезли мешок денег, во время передачи которых из-под воды повыскакивали спецназовцы и перестреляли всех «бандитов». «Заложники» остались живы.

ГОЛОДНЫЙ ПАЕК

На скамейке перед казармой сидели мичманы и рассуждали о пользе голодания. Рассуждения подтверждались примерами из собственной практики: с 1 августа офицеры и мичманы части сидят на голодном пайке.

Специфика службы на Майском такова, что многие офицеры и мичманы, особенно холостые, живут здесь же, на острове — в казармах. Здесь же и столовались. В былые годы существовало специальное постановление Кабмина СССР, которое позволяло офицерам и мичманам Майского ввиду спецификации службы питаться наряду с матросами по норме №3 — так называемый «морской паек». Теперь островитян уравняли со всеми прочими частями: хочешь питаться в местной столовой — плати. И с 1 августа офицеров и мичманов сняли с довольствия. Они бы и рады платить, да вот только без жалованья сидят несколько месяцев. Тем, кто живет в Очакове, у кого родственники — чуть легче. Кто один живет на острове, перебивается, чем может.

Впрочем, отсутствие денег отражается не только на желудках, но и на службе: нет горючего для катеров и вертолетов, физически и морально устарела техника, нет кислорода для заправки подводных аппаратов, срок эксплуатации гидрокостюмов перевалил за 20 лет. Поэтому многие уходят, увольняются. На вопрос: «Куда?» их сослуживцы лишь пожимают плечами и улыбаются: «В наше время специалисты с хорошей инженерно-саперной, водолазной подготовкой, навыками стрельбы без работы не останутся». Но не остаются без работы и те, кто продолжает служить на Майском — в части, которая по-прежнему считается элитным и наиболее боеспособным подразделением украинской армии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать