Перейти к основному содержанию

Семь лет «Надежды»

Уникальная киевская школа дает образование детям с физическими и психическими недугами
20 ноября, 00:00

Речь идет о киевской специальной школе «Надежда» для детей с недостатками физического и умственного развития. Такой статус школа получила менее года назад. До этого же «Надежда» специализировалась только на детях-церебральниках.

Сейчас в школе 170 учеников, обучаемых по специальным программам, в основном — гувернерским методом, то есть на дому. Все они в той или иной степени поражены недугом, большей частью церебральным параличом; и еще — почти все они не могут сами себя обслуживать. В большинстве своем эти дети в прошлом носили страшное клеймо: «необучаемы». И вот семь лет назад у них появилась «Надежда».

А начиналось все с одного мальчика — Леши Лопана, которому тогда было 6 лет, и с одного педагога — Георгия Юрьевича Полякова. Встретились они осенью 1991 года в детском лечебном центре в Пуще-Водице, где в то время работал невропатологом брат Георгия Юрьевича — Анатолий. Сам Георгий Юрьевич преподавал философию в пединституте имени Драгоманова. Мальчик, пораженный тяжелой формой церебрального паралича, с серьезным нарушением речи, узнав о том, что дядя — учитель, сам заговорил с ним.

— А вы знаете, что у меня никогда, — никогда в жизни не будет учителя! — выговорил ребенок в сердцах. И эти слова еще нужно было понять. Георгий Юрьевич понял, даже без помощи Лешиной мамы, и стал для мальчика его первым учителем.

Днем — основная работа, лекции в институте, ну а по вечерам — занятия на дому с Лешей: трудные, выматывающие, без счета часов, шаг за шагом, с самых азов.

— Нужно было почувствовать в себе силы, осознать, что я это могу, — вспоминает Георгий Юрьевич.

И лишь когда появились первые успехи с Лешей, он обратился к своим коллегам-преподавателям дефектологического факультета пединститута с просьбой о помощи в разработке учебных программ для подобных детей, ну и конечно — в работе с ними. Первоначально на этот призыв откликнулись около двадцати преподавателей-дефектологов. Однако в дальнейшем остались работать лишь единицы: ведь одно дело всю жизнь заниматься теоретическими разработками, и совсем другое — ежедневная практика. Среди тех, кто и по сей день с «Надеждой» — Татьяна Константиновна Ульянова, Иван Николаевич Цымбалюк, Елена Коваль.

Вслед за Лешей у Георгия Юрьевича и его коллег появилось еще 12 учеников. Это те дети, которые ни на минуту не могут оставаться без родителей и вследствие этого не могут обучаться в специализированном интернате, то есть по сути — обречены на пожизненное «ничего неделанье», даже при полностью сохраненном интеллекте.

Естественно, с каждым из этих детей нужно было заниматься по строго индивидуальной программе, учитывающей, кроме образовательных, еще и необходимые медицинские аспекты. Вскоре к работе подключились и несколько студентов-старшекурсников пединститута. Нынешняя завуч «Надежды» Наталья Бондаренко из числа тех — самых первых выпускников. По ее словам, «не свои» здесь надолго не задерживаются. «Надежда» — это своеобразный тест, и не только на профессиональную пригодность, но и на чисто человеческие качества. Сейчас в школе работают 80 педагогов.

А тогда, на первых порах — самым серьезным испытанием для Полякова и его коллег стала городская медико-педагогическая комиссия, которая сразу же «забраковала» нескольких ребятишек, из тех, что уже приступили к обучению. Пришлось снова и снова доказывать, что эти дети все-таки обучаемы. Зачастую с огромным трудом, но все же доказывали, сдирали с детей это клеймо, давали надежду — и детям, и их родителям.

Школу зарегистрировали в ГУНО и официально открыли в октябре девяносто второго — ровно через год после первой встречи Георгия Юрьевича с Лешей Ломаном. Сегодня из 170 детей в школе — 50 обучаются по общеобразовательной программе для детей с сохраненным интеллектом, 30 — по программе для детей с задержкой психического развития, остальные 90 — по специальной программе для детей с умственной отсталостью на фоне церебрального паралича. Все три эти программы финансируются государством. Есть и еще одна программа, разработанная педагогами школы: социально-реабилитационная, для тех детишек, которые не прошли комиссию и считаются необучаемыми, но при этом страстно желают учиться.

По этой программе дети обучаются за счет средств спонсоров и отчасти — своих собственных родителей. А смысл таков, что за три года семь из тринадцати ребятишек, ранее признанных комиссией «неперспективными» — сейчас уже переведены на государственные программы обучения.

Ныне о «Надежде» знают и за рубежом: в Словакии, Англии, Германии, Италии. Позапрошлым летом нескольких детей из этой школы принимал у себя Папа Римский.

Нужно сказать, что опыт создания подобной школы — чуть ли не первый на всех необъятных просторах бывшего Союза. И при этом фактически до сих пор нет собственного полноценного помещения: школа занимает всего две небольшие комнаты в бывшем детском саду на улице Ушинского. Остальные помещения детского сада, которые так надеялись занять педагоги школы, райадминистрация Зализнычного района отдает под склад коммерческой фирме.

И на открытие нового учебного года, который на этот раз пришлось совместить с юбилеем школы, для того чтобы принять всех своих детей вместе с родителями, Георгию Юрьевичу пришлось нелегально открыть пустующие помещения детского сада.

— Здесь бы я смог разместить все, что необходимо для школы: и спортивный зал с тренажерами, и медицинские кабинеты, а также — классы для всех категорий детей, которых родители привозят на занятия прямо в школу, — сказал тогда директор школы. Он видит свою школу в будущем как единый образовательный, медицинский и социально-реабилитационный комплекс для широкого круга детей с различными отклонениями в развитии.

Пока же это не более чем мечта. Поэтому педагоги школы, родители и, конечно же — сами дети продолжают жить надеждой. На то, что рано или поздно и у них будет свое полноценное помещение, и на то, что когда-нибудь наконец и государство обратит внимание на их проблемы.

Во всем остальном цивилизованном мире такой проблемы давно не существует: в Европе, например, дети-церебральники с сохраненным интеллектом посещают нормальные общеобразовательные школы по месту жительства, где с ними работают по полной программе, включая необходимые медицинские услуги. А их родители в это время спокойно зарабатывают деньги, зная, что с их детьми все в порядке, ведь в школе их обслуживают специальные ассистенты, так называемые социальные работники.

Для мамы же Леши Лопана, вынужденной все свое время проводить неотрывно рядом с сыном — это только лишь мечта и, похоже — мечта неосуществимая...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать