Шанс для страны. И для Януковича
Президент должен сделать то, что назрело: отодвинуть от власти и заставить платить налоги олигархов и поддержать малый и средний бизнесПрошлый год прошел под знаком первого открытого противостояния сверхкрупного бизнеса (СКБ) с малым и средним (МСБ) в результате попытки правительства олигархов протащить свой вариант налогового кодекса и тем самым законодательно закрепить непропорциональное наполнения бюджета за счет небольшого предпринимательства.
Впрочем, наполнение бюджета не за свой счет было только видимым, тактическим намерением СКБ.
Стратегической его целью была и остается ликвидация МСБ как конкурента, как политически и экономически независимой категории.
Загнать «мелочь» в тень, то есть сделать нарушителем закона и заставить дрожать от проверок или их ожидания. Или убедить закрыть дело и пойти работать наемным работником к тем же олигархам. Или стать безработным и люмпенизироваться. Или уехать за границу. Любой вариант для СКБ было бы очень желательно завершить до очередных парламентских выборов, чтобы такие категории уже не представляли электоральной угрозы — кого заставят, кого купят по дешевке проголосовать «так как надо», а для кого ближайшая избирательная урна будет за сотни, а то и за тысячи километров от нового места жительства.
Все это в прошлом году более чем хорошо понял и МСБ. Впервые в истории Украины небольшие предприниматели отважились на организованный и массовый протест и если и не остановили, то замедлили олигархический «каток».
При этом налоговый Майдан стал не единичной акцией, а лишь началом самоорганизованного процесса, который набирает силу. Предприниматели учли и исправили два главных недостатка Майдана-2004 — его неструктурированность и зацикленность на одной личности.
МСБ интенсивно организуется и диверсифицирует свою деятельность. Ассамблея общественных организаций малого и среднего бизнеса — мотор и мозг предпринимательского сопротивления — основой своей структуры приняла многолидерность. За год в организации сменилось пять председателей — и не потому, что кто-то не оправдал надежд, а просто потому, что есть правило: обязательная ротация. Чтобы ни у кого не фиксировалось «сцепление» тела с креслом. Чтобы власти не с кем было «договариваться», кого покупать или дискредитировать. Ассамблея заключила Меморандум о партнерстве со всеукраинскими организациями ветеранов, офицеров, с профсоюзами, молодежными движениями, правозащитными объединениями, что не могло не вызвать неожиданной для правительства пробуксовки пенсионной, жилищно-коммунальной и других «реформ». Уже несколько месяцев Ассамблеей выстраивается общенациональная сеть самозащиты «Вільний простір».
Подобные или более радикальные процессы порождаются самой исполнительной властью — прежде всего незаконными проверками и репрессиями милиции. В Донецке, например, среди предпринимателей распространяется «Инструкция по организации самозащиты населения от «беспредела власти». Она достаточно просто в нескольких предложениях объясняет что и как нужно делать: «Шаг 1.Назначьте старшего и его заместителя в вашей десятке знакомых. К старшему в случае ЧП член десятки обращается за помощью, от старшего поступают указания куда идти и что делать, если ЧП происходит в другой десятке. Шаг 2. Из числа старших групп первого уровня назначаются старший над пятью группами и его заместитель. Шаг 3. Когда поступает информация о ЧП, бросаете все и идете отбивать своего предпринимателя, исходя из ситуации — терять уже НЕ-ЧЕ —ГО!»
И эта система действует — предпринимателями Чернигова, Луганска, многих других городов уже успешно проводились массовые блокировки чиновных вымогателей.
С точки зрения организационного менеджмента такая форма самозащиты выглядит универсальной и вместе с социальными сетями легко может быть применена в национальном масштабе в случае новой волны массовых протестов или организованного противодействия всему тому, что народ не понимает и не воспринимает.
А не понимает он многое. Например, почему из-за чрезмерных ставок налогов и сборов Налоговый кодекс практически исключает товарное производство, почему слово «реформы» за один год стало синонимом зла, почему «реформирование» ЖКХ заключается исключительно в росте цен на газ и квартплату, а «пенсионная реформа» — только в повышении пенсионного возраста. Он не понимает, почему говоря о «трудности реформ», о том, что «нам надо потерпеть», «нам надо затянуть пояса» под словом «мы» правительство понимает не себя и СКБ, а исключительно людей среднего и низкого достатка.
Рядовой украинец не может понять: о каких реформах могут говорить те, кто никогда ничего не реформировал, кто даже в отличие от коммунистов, знающих всего два арифметических действия — отнимать и делить, легко обходятся и без последнего? О какой модернизации могут заявлять те, для кого затратная экономика является надежным источником личного обогащения? Те, кто просто банкротит Украину, как это делали с предприятиями, которые получили за бесценок в начале 1990-х? Те, кто кредиты МВФ берет по максимуму, потому отдавать долги не им?
Не может бита стать смычком, а бульдозер — строительным краном.
Выпуск газеты №:
№89, (2011)Section
Панорама «Дня»