Школа и национальная самоидентификация

КОММЕНТАРИЙ
Лилия ГРИНЕВИЧ, координатор направления «Общество знаний» партии «Фронт Змін»:
— Без сомнения, мы можем утверждать сегодня одно: что государство должным образом не поддерживает развитие государственного языка. А его развитие, в первую очередь, осуществляется через образование. С одной стороны, родители решают, на каком языке ребенок имеет право получать образование — учить ли детей на украинском или на русаком, или на других языках нацменьшинств. Но при этом, в любом случае, не должна ущемляться возможность изучения государственного языка. Например, в представленных учебных планах для начальной школы для общеобразовательных школ с украинским языком обучения введены новые предметы за счет сокращения изучения украинского языка.
Со стороны главного образовательного ведомства идет усиленная агитация родителей отдавать детей на учебу в русскоязычные классы. Мы можем это наблюдать на примере Киева. Недавно в столице прокатилась информационная волна, связанная с тем, что школы побуждали открывать русскоязычные классы, а родителей приглашали отдавать туда детей. Однако де-факто, количество русскоязычных заведений и классов в Киеве не увеличилось. Потому что, прогрессивные родители, имеющие образование, хорошо понимают, что у ребенка будет больше шансов, если он будет знать больше языков, и если он будет хорошо владеть государственным языком.
Важным фактором, который побуждает к изучению украинского языка, является использование его в высших учебных заведениях. Поэтому заявления действующего министра образования о его желании, чтобы вузы сами выбирали язык обучения, являются чрезвычайно опасными. Ведь если украинский язык будет выведен из высших учебных заведений, то это серьезно снизит мотивацию к овладению государственным языком — это, во-первых. Во-вторых, будет тормозить процесс развития государственного языка, в частности научного терминологического аппарата. Поэтому такие анонсированные инициативы нельзя допускать.
И вот новый политический сезон начался опять нагнетанием языковой проблемы через внесение депутатами-регионалами законопроекта «О принципах государственной языковой политики». Очевидно, что постоянные спекуляции провластной партии на вопросе государственного языка также будут отображаться в системе образования и вызывать искусственно подогретые властные инициативы.
Выпуск газеты №:
№154, (2011)Section
Панорама «Дня»