Перейти к основному содержанию

«Школьный автобус» движется в Европу

Министр образования и науки Василий КРЕМЕНЬ о кредитах, борьбе с коррупцией и уточнении стандартов
25 ноября, 00:00
Сегодня (25—26 ноября) в Киеве начал свою работу международный семинар «Реформирование высшего образования и Болонский процесс». Большинство европейских стран несколько лет назад подписало Болонскую конвенцию, предусматривающую сближение их образовательных систем и создание до 2010 года в Европе общего образовательного пространства в сфере высшего образования. Украина собирается присоединиться к этой конвенции как в формальном, так и содержательном аспекте. Это требует согласования собственных шагов с апробированным опытом, распространенным в масштабах континента специальными нормами и стандартами. Какими именно путями Украина будет пытаться сближать эти стандарты, и как это повлияет на жизнь всех участников учебного процесса, «День» спросил у министра образования и науки Украины Василия Кременя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

— Какие возможности открывает проект бюджета на следующий год для изменений в сфере образования к лучшему?

— Проектом предусмотрено полное обеспечение выплат заработной платы педагогическим работникам с учетом 32-процентной надбавки, которая была установлена в этом году. Сокращений штата для обеспечения этих выплат, как это случалось несколько лет назад, не будет. Будем стараться найти возможности, чтобы возобновить соотношения должностных окладов, учитывая новую минимальную заработную плату. Понятно, что зарплаты учителя и уборщицы должны отличаться.

В следующем году будет начата новая государственная программа «Шк ольный автобус». Впервые центральным бюджетом страны предусмотрено 34 млн. гривен на закупку автобусов для сельских школ. Это не очень большие деньги, их не хватит для удовлетворения потребностей в школьном транспорте в полном объеме. Решение этой проблемы — прямая функция местных органов власти, а деньги из Центрального бюджета — это только помощь, учитывая важность разрешения этого вопроса. Кстати, школьные автобусы, закупленные на деньги из госбюджета, будут предоставляться только в те области, где местная власть за счет именно своих средств будет заботиться о школьном транспорте. Увеличатся также и капитальные расходы на закупку оборудования для учебных заведений. В проекте бюджета нет ни одного пункта, по которому бы ухудшилось финансирование образования на следующий год. Но ведь как и каждому министру отрасли, которая не зарабатывает деньги, а только их требует, не возможно быть довольным объемом предоставленного финансирования — всегда хочется, чтобы было больше.

— Можно ли надеяться, что в новом году уровень зарплаты педагогических работников наконец достигнет объема среднего заработка по промышленности, как это прописано в Законе об образовании?

— В 2004 году этот показатель еще достигнут не будет. Если удастся возобновить соотношение между должностными окладами в связи с повышением минимального уровня заработной платы, то это уже и будет существенным шагом в приближении к уровню средней зарплаты по промышленности.

— Что нового можно ожидать относительно платных услуг в системе образования?

— Мы не планируем расширения платных услуг. Объем их определяется непосредственно самой школой с учетом потребностей учеников и их родителей. Речь идет о дополнительном обучении, которое выходит за пределы обязательного учебного плана. Такое обучение организуется только на добровольной основе и при условии прозрачного финансирования. Что касается высших учебных заведений, то мы планируем максимально расширять количество мест государственного заказа для обучения за счет государственных средств. За последние три года было увеличено таких мест на 15%. Сегодня снято ограничение на получение образования детьми, родители которых способны оплачивать обучение в высших учебных заведениях, если, разумеется, эти дети успешно сдают вступительные экзамены и потом успешно учатся. Расширять сеть высших учебных заведений, как государственных, так и частных, для Украины уже не актуально. Сейчас уже идет речь не об их количестве, а о повышении качества и эффективности работы. Меня тревожит качество обучения в филиалах учебных заведений, как в частных, так и в государственных. Только за июнь — октябрь текущего года было закрыто более 30 филиалов различных вузов. Проверка по областям будет продолжена, и мы будем беспощадно бороться с теми учебными заведениями, которые не предоставляют образовательные услуги надлежащего уровня, несмотря на их форму собственности. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день среди закрытых филиалов большинство составляют учебные заведения частные. Я предполагаю, что со временем часть частных учебных заведений не выдержит конкуренции и разорится. Сейчас все больше детей идет в вузы ради знаний и умений, а не для того, чтобы формально получить диплом.

— Как же будущим абитуриентам не попасть в учебное заведение, которое не выдержит проверки и будет закрыто?

— Я бы рекомендовал поступать в вузы уже аккредитованные, а не в такие, которые имеют только лицензию. Советовал бы ориентироваться на обучение в центральных вузах, а не филиалах. Прежде, чем определяться с местом обучения, не помешает поинтересоваться мнением студентов относительно качества и условий обучения, их оценкой эффективности преподавания.

— Станут ли кредиты на образование более доступными? Кто имеет право их получать?

— Право на кредит имеют дети из малообеспеченных семей, и это нужно подтвердить справками о материальном положении семьи. Преимущество у тех, у кого лучшие успехи в учебе. Кредит предоставляется только на один год, его следует возобновлять перед началом каждого следующего учебного года. На текущий год Госбюджетом для финансирования студенческих кредитов была определена сумма в 15 млн. гривен. Следует обратить внимание, что в этом году условия кредитования были изменены соответствующим постановлением Кабинета Министров. Во-первых, кредиты теперь имеют право получать не только первокурсники, но и те, кто уже успешно учится за оплату, но нуждается в материальной поддержке. Во-вторых, если выпускник после окончания вуза отработает пять лет в селе в учреждении коммунальной или государственной собственности, то он освобождается от возвращения кредита. Средства на кредитование предусмотрены в бюджете на декабрь 2003 год. Это 15 млн. гривен. Эта сумма позволит оплатить обучение тех, кто вступил в ВУЗ на кредитной основе за два предыдущих года, а также прокредитовать кого-то из тех, кто обучается сегодня за собственные деньги.

— Куда можно обратиться для получения разрешения на кредитование?

— Нужно обращаться непосредственно в вуз, именно там подписывается договор между руководителем вуза и студентом. Каждый ректор будет получать определенную сумму денег для предоставления кредитов и с расчета стоимости обучения на том или ином факультете будет определять количество мест для обучения через кредитную систему. Следует заметить, что кредитование обучения пока что осуществляется в большинстве случаев в государственных вузах.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

— Этим летом вышло специальное поручение Президента по борьбе с коррупцией в учебных заведениях. Почему это негативное явление так распространилось в образовательном пространстве? Что делает министерство для преодоления этой проблемы?

— Как ни досадно, а злоупотребления в сфере образования существуют, они довольно широко распространены. В образовании сохраняются те же отношения, что и непосредственно в обществе. Такое явление, как пренебрежение людьми требованиями законов и человеческой совестью поражает и определенную часть педагогических работников. А если учесть тот факт, что уровень зарплаты педагогов далек от обеспечения их потребностей, то соблазн удовлетворить эти потребности «легкими деньгами» увеличивается. Также не следует забывать и о том, что существует такая категория студентов, которые пока что учатся не ради знаний, а только ради получения диплома. Именно они и выступают провоцирующей силой по отношению к преподавателям. Эти объективные вещи мы понимаем, но это не значит, что мы расписываемся в своем бессилии. Мы определенным образом демократизировали вступительную кампанию, а именно: развели во времени поступление в высшие учебные заведения, чем дали возможность абитуриентам одновременно поступать в несколько вузов. Это вызвало недовольство у некоторых руководителей вузов, потому что было связано не только с дополнительными хлопотами, но и с тем, что иногда преподаватели вузов в некоторых абитуриентах уже видели своих студентов еще до начала вступительной кампании. Возможность поступления в несколько вузов «путает карты» при непорядочных намерениях. В этом году было положено начало эксперименту независимого тестирования по истории и математике в специальных центрах, результаты которых по желанию выпускников могли засчитываться как экзаменационная оценка по школьному экзамену, а также одновременно и как по вступительному в вуз. Тестировалось около 5 тысяч школьников, и ни одной жалобы мы не получили. В следующем году этот эксперимент будет расширен как по количеству учеников, так и по количеству вузов, а также и по количеству областей, где он будет проводиться на добровольных началах. Предусмотрено, к двум предметам, по которым проводилось тестирование, добавить третий — украинский язык. Думаю, что спустя несколько лет абсолютное большинство вузов, специальностей смогут зачислять в студенты на основании тестирования. Однако везде это сделать будет невозможно, потому что существуют специальности творческого характера, где тестами нельзя проверить уровень подготовки абитуриента. Здесь необходимы дополнительные испытания, но таких специальностей не так много.

Каждый год работают горячие телефонные линии и во время выпускных экзаменов в школах, и во время вступительной кампании в вузы. В этом году мы начнем работу горячей телефонной линии Министерства еще и во время проведения сессий в высших учебных заведениях. Номер, по которому можно будет звонить, определим немножко позже, и обязательно ознакомим с ним студентов, в частности и через вашу газету. На телефоне будет дежурить специалист, способный разъяснить ситуацию, а в случае необходимости просигнализировать и в силовые структуры о том, что нужно сделать проверку. Я вижу путь к разрешению этой проблемы также и в повышении роли студенческого самоуправления. Доказывать факты существования взяточничества очень трудно. Студенты в этом вопросе должны занимать более принципиальную позицию: если появляются преподаватели, требующие взятки, то студенты должны об этом сообщать ректорам вузов, потому что именно они несут ответственность за все, что происходит в их учебных заведениях. В случае, если со стороны ректора не будет надлежащей реакции, то нужно уже сообщать о фактах взяточничества и Министерству образования. Днями МОН подписал соглашение о сотрудничестве со студенческим самоуправлением Украины, которым предусматривается совместная работа по проблемам борьбы со злоупотреблениями.

Для оптимального решения этой проблемы необходимо создать такие условия, чтобы каждый человек, желающий учиться в высшей школе, имел такую возможность. Мы к этому будем постепенно приближаться. Такая практика уже существует во многих странах. Например, Германия, Франция.... Там зачисляются все желающие. Мы делали такой эксперимент в одном из вузов — зачислили всех желающих. Результаты меня поразили: попытка решить вопрос пребывания в вузе любым способом, в том числе, попытка дать и взять взятку, была просто перенесена на первую экзаменационную сессию. Общество должно дозреть до такого уровня, чтобы такие явления стали невозможными.

— Есть ли сегодня возможности у учеников, их родителей, студентов как-то влиять на качество образования, на организацию учебного процесса, его содержание?

— Такие возможности есть, но их еще нельзя назвать оптимальными. Если говорить о школе, то мы должны создавать такие органы, как попечительские советы. Эти советы нужно создавать не из родителей учеников, которые зависимы от педагогов, а из авторитетных людей, которые живут в этом районе. Как общественная организация, попечительский совет должен выполнять две функции — контролировать и помогать школе. Есть положение о таком совете, зарегистрированное в Министерстве юстиции. Участие в таком попечительском совете следует рассматривать как честь, как признание гражданина, его авторитетности, честности. Я считаю, что в попечительские советы должны войти депутаты и руководители разных уровней и просто совестливые интеллигентные люди, в том числе и те, кто уже ушел на заслуженный отдых. Следует морально поощрять людей к такому труду. Надлежащего уровня попечительских советов у нас еще очень мало. В киевских школах существует очень хорошая практика школьного самоуправления, где работает треугольник — родители, дети, педагоги. Это хороший опыт, особенно в плане привлечения детей к решению проблемных вопросов. Роль студенческого самоуправления необходимо повышать. Например, расширять представительство студентов в ученых советах вузов. Бывает, что студенческое самоуправление существует только формально, потому что отсутствует студенческая позиция, которая заменяется приспособленчеством. Начинать нужно с серьезного отношения к выборам органов студенческого самоуправления. Следует выбирать тех, кто сочетает в себе способность защищать интересы студенчества и при этом не теряет уважительного отношения к педагогическому коллективу. Сейчас готовятся изменения к Закону о высшем образовании, где предусматривается усиление роли студенческого самоуправления.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ СТУДЕНТОВ УЧЕБНИКАМИ?

— Как можно решить проблему с нехваткой учебников в высшей школе? Сейчас значительное количество учебников студентам приходится покупать за собственные деньги, а цены на эти книги немалые, особенно по компьютерным технологиям.

— В системе высшего образования выделяется очень мало средств на учебники из бюджета. Предусмотрено, что учебники готовятся и финансируются непосредственно самими университетами. Централизованный выпуск учебников для вузов осуществляется по наиболее распространенным предметам (учебники по математике, философии, словари). В целом по Украине учебников выпускается много, но тираж их пока что не достаточен. Должен быть более продуктивным и обмен учебной литературой между университетами, потому что одно учебное заведение не может подготовить весь комплект для обучения в данном вузе. Мы разработали проект, по которому будут составляться каталоги разработанных учебников для вузов, по этим каталогам можно будет заказывать эти книги. Организованный обмен сэкономит и средства, и время, а непосредственно с каталогом можно будет ознакомиться на сайте Министерства образования и науки. Экономические вузы в этом плане уже очень хорошо сотрудничают. О решении проблемы с учебниками в вузах должны в первую очередь беспокоиться ректоры учебных заведений. Часть учебников должна поступать в библиотеку для бесплатного пользования, а часть — в свободную продажу.

— Как вы оцениваете двухтомник «Україна Incognita» и «Дві Русі» (изданный в рамках проекта «Библиотека газеты «День») в качестве нового учебника по истории Украины? Видите ли перспективу использования такого рода изданий в учебном процессе в школах и вузах?

— Я имею эти книги, они прекрасны. Это разумные книги, созданные интересными авторами. Материал подается взвешенно, обеспечивается научный подход, что вообще характерно для газеты «День». На мой взгляд, это газета, которая из всех ежедневных газет наиболее беспокоится об интеллектуальном развитии читателей. Я готов рекомендовать двухтомник как вспомогательный материал по истории и в средней школе, и в высших звеньях обучения. Сегодня детям для развития познавательных наклонностей трудно найти интересную литературу, поэтому появление такого рода пособий по разным предметам было бы очень уместно.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

— В этом учебном году начали охватывать старшеклассников профильным обучением. Чем оно привлекательно, и как планируется развитие этой идеи?

— Сегодня в профильных классах (с учетом углубленного изучения отдельных предметов) учится около 40% старшеклассников. В этом году переход школ к «профильности» осуществлялся на добровольных началах, потому что для этого нужна специфическая материально-техническая база, а также и особая подготовка педагогов. Этот переход рассчитан на несколько лет. Профильные классы необходимы для того, чтобы лучше учитывать способности ребенка во время обучения. Все дети разные, но ведь человек только тогда становится счастливым, когда он имеет возможность опираться именно на свои личные природные способности. Концепцией профильного обучения предусмотрено пять профилей: естественно-математический, социально-гуманитарный, эстетический, физически- спортивный и технологический (технологиям обучают, в первую очередь, в профессионально-технических училищах и профессиональных лицеях). За исключением стран постсоветского пространства, таким образом среднее образование давно уже построено во всем мире. Но следует заметить, что обучение в профильных классах не станет обязательным для всех учеников, потому что мы не отказываемся от существования обычных классов старшей школы в общеобразовательных учебных заведениях. Профильные классы откроются только там, где для этого будут созданы необходимые условия.

— В связи с будущим развитием системы профильной школы не будет ли уместным сокращение срока обучения в вузах, в частности на степень бакалавра?

— Я считаю, что со временем, когда все классы средней школы перейдут на 12-летнее обучение, тогда, безусловно, встанет вопрос о таком сокращении. Во всяком случае, вместо четырех лет до трех или до трех с половиной. К этому уже нужно готовиться сейчас — работать над программами, пересматривать содержание обучения в высшей школе. Но изменения будут происходить не так быстро, потому что на сегодняшний день 12-летнее обучение охватывает только детей первых трех лет обучения.

— Что мы можем ожидать от интеграции отечественного образования в европейское пространство?

— Интеграция в общеевропейское пространство — объективно обусловленный процесс, у нас нет другого выбора. В глобализированном мире происходят интеграционные процессы: тот, кто за пределами интеграции, тот — за пределами прогресса. Это касается и образования, которое сегодня интегрируется в рамках Европы. Мы объявили и работаем в рамках присоединения к Болонскому соглашению. Это соглашение предполагает создание до 2010 года в Европе общего образовательного пространства в сфере высшего образования. Речь идет о признании документов об образовании, возможности перехода во время обучения из вуза одной страны в вуз другой. Поэтому нам сегодня следует еще работать над уточнением стандартов обучения в плане их соотносимости с европейскими. Эта перспектива не имеет альтернативы, и время требует готовиться к реализации этих заданий. Мы не должны потерять свои достижения в сфере образования. Например, по сумме знаний, которыми владеют наши школьники, наша страна одна из лучших в мире. Но мы не должны быть самовлюбленными относительно нашего образования, нужно быть самокритичными. Мы не имеем тех образцов образовательной деятельности, которые имеют страны Западной Европы. Это касается личностного развития ребенка, способности учеников воспринимать новое, способности выпускников вузов применять современные технологии на практике. Поэтому мы должны перенимать лучшее в других странах, но не теряя национальной сущности образовательной деятельности.

Какие задания будем решать? В рамках присоединения к Болонскому процессу в министерстве разработан план присоединения Украины к Болонскому соглашению. Рассматриваться этот вопрос будет в 2005 году в мае месяце в Норвегии, где соберутся министры образования стран, которые присоединились к этому соглашению. В рамках этой подготовки будут сделаны определенные шаги. Например, 25 — 26 ноября в Киеве под эгидой Совета Европы пройдет семинар по Болонскому процессу. Накануне был проведен Национальный семинар по Болонскому процессу на базе Львовской политехники. Мы начали в 23 х учебных заведениях применение кредитно-модульной системы организации учебного процесса, внедрение которой является обязательным для присоединения Украины к Болонскому соглашению. Эта система означает, что студент получит возможность изучать ряд предметов по личному выбору, а также изменение системы оценивания знаний.

Следующей весной мы проведем вместе с ЮНЕСКО на базе Киевского политехнического института семинар по вопросам этого присоединения. Проблема присоединения к Болонскому процессу будет центральной и на итоговой коллегии МОН в будущем 2004 году. Никаких потерь украинское образование в рамках вхождения в европейскую интеграцию не будет иметь.

— А относительно увеличения возможностей для «перетекания умов» за границу?

— Не следует пугаться того, что кто-то из выпускников нашей высшей школы определенное время поработает за границей. Хочу напомнить, что все великие открытия двадцатого века сделаны советскими учеными, которые перед этим работали в лабораториях Великобритании и других стран. Такой научный обмен всегда очень полезен. Мы должны представлять, что Европа будущего будет другой, не такой как сегодня. Свободное передвижение людей, свободный рынок труда. Когда я был в Австрии, меня познакомили с ректором вуза, который выиграл конкурс на эту должность, несмотря на то, что он является гражданином другой страны (Германии). К тому времени, когда мы станем членами Европейского Союза, мы должны стать конкурентоспособными на рынке труда. Речь идет о создании единой Европы, где уже будет идти речь не об эмиграции, а о трудоустройстве на территории другой страны. А также и о трудоустройстве граждан других стран на территории Украины. Та страна, которая будет сопротивляться конкуренции при трудоустройстве, будет осуждаться общественным мнением и не только.

— Являются ли желаемыми наши специалисты на иностранном рынке труда?

— Это зависит от уровня подготовки специалиста. Тех, кто плохо учился, не берут на работу не только за границей, но и у нас. Если человек хорошо знает свою профессию, знает прекрасно компьютер, кроме государственного один-два иностранных языка, то он конкурентоспособен. Я заинтересован в том, чтобы наши специалисты максимально устраивались на работу в Украине. Но пока что в экономике такая ситуация, что не все достойные нормального рабочего места могут найти его. В этих условиях, если кто-то уже едет на определенное время работать в другие страны, пусть едет работать не разнорабочим, а программистом или другим специалистом высокого уровня. Тогда человек и за границей будет лучше устроен, привезет в Украину большие деньги а также приобретет очень ценный опыт.

— Готовы ли другие страны пользоваться услугами нашего образования?

— У нас с каждым годом растет количество иностранцев в наших вузах, в этом году обучение только на первом курсе начали около шести тысяч студентов из других стран. Во время пребывания в Украине премьер-министр Малайзии после экскурсий на подготовительный факультет Киевского университета, а также «КПИ» и Национального авиационного университета однозначно сказал, что они будут посылать на обучение своих студентов. У них была особая потребность в медицинских кадрах, и они прислали специальную делегацию, которая ознакомилась с девятью украинскими медицинскими университетами с тем, чтобы определиться, куда лучше посылать своих детей. Их интересовали условия проживания, созданные вузами, климат в коллективе, уровень подготовки специалистов. Увеличивать количество иностранных студентов нужно не только ради денежной прибыли, но и ради будущего влияния на ту или иную страну. Среди иностранных студентов у нас преобладают граждане Китайской Народной Республики.

— В какие вузы и на какие специальности вы бы советовали поступать будущим украинским абитуриентам, учитывая перспективы на рынке труда?

— Я бы рекомендовал поступать в те вузы, которые имеют свои научные школы, имеют известных выпускников и другие признаки, свидетельствующие о высоком уровне подготовки специалиста. Причем по одной специальности лучшим может быть один вуз, а по другой — какой-то другой. Что касается выбора специальности, то это очень индивидуально. Нужно прислушиваться к потребностям молодых людей, учитывать способности. Деятельность специалиста должна быть эффективной и приносить непосредственно самому человеку удовлетворение. Я бы не рекомендовал родителям подгонять ребенка под свой нрав. В ребенке нужно видеть его собственную сущность, и в зависимости от этого выбирать профессию. Но с другой стороны, существует перспективный рынок труда. Мне не совсем удобно называть конкретные специальности, потому что это уже будет каким- то лоббированием. Я думаю, что естественно-математическое направление всегда в будущем будет требовать немало специалистов, специалисты в информационных технологиях тоже будут нужны всегда. Вместе с тем в Украине набирают силы производственные процессы, поэтому будут цениться и металлурги, и горняки, и машиностроители. Перспективными будут всегда и профессии, связанные с удовлетворением потребностей человека, в частности — специалисты пищевой промышленности, аграрные специальности, врачи и, безусловно, педагоги. Нужно ориентироваться на способности ребенка, учитывать его жизненные планы, а также обязательно учиться современным технологиям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать