«Сказочный» сценарий для Украины
Чтобы не привести к власти диктатора, украинцы вынуждены научиться самостоятельно думать![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071018/4179-5-1.jpg)
Нынче нередко можно услышать мнение, особенно от тех, кому за 50, что «Сталина на нас (них) нужно». Иногда это проклятие касается даже молодых бездельничающих людей. Опыт показывает, что спорить с людьми, которые так говорят, — говорить, что тех же молодых людей нужно учить думать, а не бояться — бесперспективно: дает о себе знать прошлое и характерное для советской воспитательной системы мышление. А между тем социологи предостерегают, что ностальгия украинцев по «сильной руке», желание видеть при власти единственного лидера, на которого можно будет взвалить всю ответственность за жизнь и, соответственно, молиться на него, — растет. Это и показали последние выборы.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ВО ВЛАСТИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЧАРОВАНИЕ ЕЮ
Как утверждает заместитель директора Института социологии Евгений Головаха, невзирая на то, что в последние семь лет экономическая ситуация у людей улучшилась, и «общественный настрой» вырос, доля людей, которые тяготеют к авторитаризму во власти, увеличилась.
— Эта угроза связана с политической нестабильностью и нестабильностью в обществе вообще, — объяснил Евгений Головаха. — Она может возрождать в людях авторитарное настроение: желание, чтобы кто-то один решил вообще все проблемы. Сейчас это реальная угроза для нас, потому как постоянные идеологические противостояния приводят к географическим противостояниям и жесткой системе непринятия оппонентов. Думаю, что в нашей ситуации — ситуации постоянных выборов — такая идеология латиноамериканских диктаторов уже может внедряться...
Потому специалисты в сфере психиатрии и социальной психологии утверждают, что для украинцев разочарование во власти, которое непременно приходит после нескольких месяцев работы новой команды, — лучше, чем очаровываться ею. Последствия такого «очарования властью» можно наблюдать в современной путинской России.
— У нас разочарование и недоверие к власти — хороший стимул, чтобы власть задумалась, как улучшить ситуацию в стране. Думаю, что даже такой негативный показатель состояния общества будет иметь позитивные последствия для будущего развития страны, — убежден Евгений Головаха.
Председатель Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман видит психику людей не упрощенной и приводит примеры, когда в стрессовой ситуации — катастроф, войн, социальных потрясений — больные люди, в частности и психически, становились более здоровыми и спасались — так срабатывал инстинкт самосохранения.
— Это касается не только психических заболеваний, но и всех других, — отметил психиатр. — В медицине есть данные о том, как во время Второй мировой язвенные больные выживали намного лучше, чем в мирное время, а в армии приступ аппендицита был такой редкостью, что врачи сбегались смотреть на операцию, потому что она напоминала им «запах мира». То бишь, есть тренировка мускулов, и есть тренировка психики. Я уверен, что уроки демократии не могут пройти для нас безболезненно: люди должны научиться делать выбор осознанно, а не под влиянием политической рекламы.
ИНТРИГА — ЗА ИВАНОМ ДУРАЧКОМ
Собственно — о нашем недавнем выборе без выбора и влиянии на него политической рекламы. Поскольку основных политических игроков в Украине осталось, как и в прошлом году, пятеро, то эксперты резюмируют очевидное: за год общество измениться не может. Правда, особое внимание специалисты уделяют «украинскому прорыву» — 32% голосов БЮТ. По мнению политического психолога Геннадия Балашова, то, что почти каждый третий избиратель проголосовал за Юлию Тимошенко (он уверен, что голосовали именно «за Юлю» — как требовала реклама), свидетельствует, что психологическое состояние украинского общества изменилось в сторону истерии.
— Если проанализировать риторику Тимошенко, то увидим, что она часто употребляет слово «контроль», оно у нее доминирующее, — заметил политический психолог. — То есть, можно говорить, что она представляет группу населения, стремящегося все держать под контролем. Речь идет о людях, неуверенных в завтрашнем дне, которых воспитывали без отца, или отец все время был на работе (американские психологи выяснили, что когда человек до двух лет не получает родительской любви, то он вырастает человеком, который хочет все держать под контролем). Их я бы разделил на две категории: богатых, которые финансируют избирательную кампанию Тимошенко, и бедных, которые за нее голосуют. Я бы сказал, что неуверенность всего общества в собственных детях передалась людям, составившим электорат Тимошенко. А вот электорат Януковича — это люди, выросшие в семьях шахтеров-трудяг, в которых был отец-кормилец. Электорат Луценко — тот, для кого в детстве авторитетом был старший брат-хулиган, которого все боялись...
Еще проще Евгений Балашов объясняет культурные образы политиков, отложившихся в головах избирателей, на примере сказочных героев из небылицы о Иване-Дураке. Так, образ истерической Бабы- Яги, которая «всегда против», он накладывает на лидера БЮТ, образ Кощея Бессмертного — на Виктора Януковича, Царя-Батюшки — на Виктора Ющенко, Соловья-Разбойника — на Юрия Луценко, Лешего — на Владимира Литвина. Интрига — за Иваном- Дураком, который пока что является «темной лошадкой» и, по словам господина Балашова, «может перекроить политическую карту Украины». По его мнению, им может стать Леонид Черновецкий, которому, если он захочет баллотироваться на президентских выборах, отдаст голоса электорат больших городов (потому что Киев для них — образец красивого города).
К таким «сказочным» прогнозам господина Балашова другие эксперты относятся скептически, как и к его обобщениям о политическом будущем Юлии Тимошенко, мол, «она не сможет психологически дотянуться до состояния полноправного хозяина страны, поскольку все диктаторы — Гитлер, Сталин, Наполеон, Ленин — выросли в многодетной семье и боялись отца»...
РЕКЛАМА — ДВИГАТЕЛЬ ... РЕГРЕССА
Конечно, можно посмеяться над подобными упрощенными оценками общественно- политической жизни, но эксперты предупреждают: иррациональность для общества очень опасна. Евгений Головаха отмечает, что «апеллируя к «темным», мутным чувствам людей, узурпировать власть легче всего, так пришел фашизм». А именно иррациональные чувства в недавней избирательной кампании культивировала политическая реклама, в которой речь шла о «пророчествах» Ванги и Нострадамуса. А использование иной рекламы строилось на противопоставлении востока и запада, на обострении идеологических отличий — в пользу определенных партий. И опять — не все так просто, как хотят чтобы мы видели ситуацию политтехнологи.
— Есть много мифов, которые будут бытовать у нас в связи с «расколом» Украины. Но глубокие исследования в рамках Европейских социальных исследований ценностей людей вывели странный факт: по системе ценностей запад и восток — значительно ближе к европейским ценностям, чем наш центр, — поделился информацией заместитель директора Института социологии НАНУ. — Эти две части Украины — значительно ближе в стремлении построить жизнь, которую мы называем европейской, нежели центральные области Украины: консерватизм и ригидность центральных областей — это наиболее сдерживающий фактор нашего развития, как, впрочем, и традиционализм западной Украины. Речь о кумовстве, системе отношений, созданной на непотизме (построении властной иерархии на семейных связях. — Авт. ) и четком подчинении начальству, пренебрежении теми, у кого нет власти и связей и тому подобное. Это же касается и Киева: с одной стороны, город является локомотивом движения в Европу, идеологически важным городом, а с другой — имеет корни, идущие от маргинальной сельской культуры: возьмите только в качестве примера то, сколько голосов отдали на выборах киевляне за БЮТ — это люди, надеющиеся на чудо... Поэтому поверхностное противостояние — запада и востока — не главный тормоз нашего развития, его можно было бы не так сложно снять, если бы все проблемы не коренились в старых стереотипах.
Специалисты отмечают: никаких особых изменений в психологическом самочувствии украинцев после выборов не происходит: количество случаев заболевания шизофренией не увеличивается, и вообще, по утверждению Геннадия Балашова, «психоз в обществе начал нарастать с тех пор, когда состоялось разграничение по материальному принципу». И чтобы занять свои головы чем-то конструктивнее политики, знатоки в сфере психологии и психиатрии советуют людям заняться собственной жизнью: обустроить двор или подъезд, в котором живут, при необходимости требовать встречи с мэром или сельским главой собственного населенного пункта, а не писать письма Президенту и вообще, организовываться в общественные активы, которые могут влиять на местные власти. Как отметил Семен Глузман, «демократия в Украину придет не из Печерских холмов».
Выпуск газеты №:
№179, (2007)Section
Панорама «Дня»