Слабое место
Проект энергетической стратегии Украины до 2030 года вчера не был представлен Кабмином, как это ранее обещал премьер-министр Юрий Ехануров. По новой версии, озвученной пресс-службой Минтопэнерго, этот документ будет презентован широкой общественности 20 марта при участии Президента и премьера, а также зарубежных гостей в Украинском доме.
В конце прошлой недели, анонсируя энергетическую стратегию Украины в студенческой аудитории Луцка, премьер сообщил, что документ будет предусматривать увеличение до 2/3 доли атомной энергетики в энергетической структуре страны. Ехануров также отметил, что намерен вскоре посетить Желтые Воды и Днепродзержинск Днепропетровской области, где обсудит вопросы, связанные с добычей урана. «Думаю, мы в течение 10—12 лет сможем максимально сделать в ядерном топливном цикле, чтобы как можно меньше зависеть от других стран», — подчеркнул украинский премьер. Он подчеркнул, что Украина планирует до 2009—2010 года увеличить собственную добычу газа до 30 млрд. кубометров в год, поскольку на севере Украины «от Чернигова до Луганска» сосредоточены запасы около 1,5 триллионов кубометров газа. Безусловно, именно о стратегии развития страны и, в том числе, ее энергокомплекса должно постоянно думать правительство. Иначе оно вечно будет пожарной командой, гасящей то тут, то там возникающие кризисы. Но кто будет гасить кризисы, если стратегия окажется непродуманной?
К примеру, вчера российский «Газпром» заявил, что будет поставлять дополнительные объемы газа компании «Росукрэнерго» (эксклюзивному поставщику импортного газа в Украину) по цене в $230 за 1 тыс. кубометров. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев при этом отказался комментировать, как это скажется на цене газа для Украины. Он подчеркнул, что этот вопрос касается «Росукрэнерго» и НАК «Нафтогаз Украины». И тут можно сказать, что именно отсутствие энергетической стратегии привело к тому, что Украина оказалась в руках газовых монополистов... И точно так же с с вновь надвигающимся на Украину кризисом энергетических неплатежей... Почти все регионы страны сейчас погрязли в газовых долгах, которые превышают 50%. Такого у нас не было уже давно...
Впрочем, атомная энергетика страны, которая сейчас работает без заметных сбоев, также может ощутить на себе воздействие непродуманной стратегии. Сейчас, в частности, появилась идея слить в одну структуру все предприятия, участвующие в топливно-энергетическом цикле. В этом случае расширенный «до бесконечности» «Энергоатом» будет сам для себя добывать уран, использовать его на своих АЭС, а затем хранить отработанное топливо. Правда, нынешнее руководство НАЭК не видит в такой схеме резона, очевидно, подозревая, что капитальные затраты, как на создание хранилищ, так и на финансовую санацию добывающих предприятий лягут именно на его плечи.
Пока что страдает от отсутствия стратегического мышления и такая отрасль украинской промышленности, как нефтепереработка. В свое время все ее крупные предприятия были проданы российским инвесторам, в результате чего правительство страны практически лишилось рычагов влияния на важнейший стратегический рынок. Не получается и с созданием вертикально интегрированной нефтяной компании. В результате страна все время находится как бы на острие ножа — один ее неверный шаг или, что еще более вероятно, недружественный шаг зарубежных партнеров, которым сейчас отдана вся поставка нефтепродуктов, может ввергнуть ее в нефтяной кризис. Кстати, один из не последних специалистов в этой области народный депутат Игорь Еремеев предсказывает, что не далее, чем через месяц цены на горючее в Украине повысятся на 20—30%. Поставки нефти на украинские НПЗ в феврале снизились на 31,72% против февраля 2005 года (украинской — на 12,4%, российской — на 34,6%).
Комментируя «Дню» возможность кризиса на рынке нефтепродуктов, народный депутат Украины Олег Салмин сказал: «Любая несбалансированная система закупки нефтепродуктов может привести к срыву посевной кампании. Но если у государства есть деньги для поддержки сельского хозяйства, то, я думаю, никакого кризиса не должно быть. Вся проблема в том, что на нефтеперерабатывающих заводах сейчас мало готового топлива. Это может привести к повторению прошлогодней истории. Сейчас рынок держится за счет импортного горючего. Но опасность заключается именно в том, что завтра экспортеры могут по каким-то там причинам переориентировать свои поставки на другие рынки. Это и будет тот риск, о котором мы говорим. Я пока не вижу опасности кризиса, хотя мы уже привыкли к тому, что он у нас каждую весну случается на этом рынке. Но в этом году добавляются еще и определенные политические аспекты, которые, как все понимают, могут повлиять на импортеров. И именно в этом — слабое место Украины».
Выпуск газеты №:
№40, (2006)Section
Панорама «Дня»