Перейти к основному содержанию

Соблазн «силы»

09 декабря, 20:20

Один известный испанский философ утверждал, что власть — это не столько вопрос твердой руки, сколько прочного седалища. А не менее известный польский сатирик уверял, что она чаще переходит из рук в руки, чем из головы в голову. Украинцев этими, не лишенными остроумия, сентенциями сильно не удивишь. Очень многие из нас еще помнят «собственную сильную руку», которая судила, миловала и морила голодом по своему хотению. Откуда же вдруг у нас снова появляется эдакое мазохистское дежавю по царю-батюшке, который во всем наведет порядок, всех рассудит и засудит?

Неужели нелегкая жизнь, которую усугубил экономический кризис, настолько загнала наш политический класс, а также остальные слои и прослойки общества в тупик бытия и так сильно укоротила нашу коллективную память, что идея сильной руки опять начинает овладевать массами?

Директор политических программ Центра политического консалтинга Олег Проценко дает на этот вопрос утвердительный ответ. Недавно он сообщил журналистам, что в период кризиса в обществе «становится все более затребованной идея «сильной руки». По его словам, эту привлекательную электоральную идею используют некоторые радикальные политические силы.

Проценко знает, о чем говорит. В то же время было бы несправедливо упрекать в стремлении к возрождению тоталитаризма только радикалов. Оказывается, вышеназванная идея, может быть, и не вполне осознанно, но все же находит себе убежище и в весьма солидных центристских головах, в который уже раз претендующих на власть в стране. Они высказывают свое убеждение, что Украине «нужна твердая рука», не только в частных беседах, но и в прямом эфире, который смотрят миллионы соотечественников. Правда, при этом допускается, что стране нужна и вторая рука, которая должна быть немного мягче. «И тогда это будет идеальный тандем», — убеждает нас телеэкран. А вся страна недоумевает: кто же из двух самых вероятных наших нынешних кандидатов на место «сильной руки» тверже, а кто мягче?

Один, понятное дело, мужик. Ему и силу в руки. А вторая-то — женщина. У нее сила — в уме и интуиции. Так что еще неизвестно, чья воля на самом деле сильнее, а чья — мягче. И одно дело — как рассудит избиратель (уж очень он зависим от того же телевизора), а другое — как будет на практике. Помните, когда премьер-министром был Виктор Ющенко — кого тогда называли единственным мужиком в его правительстве?

Но стоит ли нам вообще доверять этой «сильной» парочке наивысшие посты в державе? Понятно, что они опять начнут мериться силой, а шишки, как высказался на днях один политик, будут выскакивать на наших головах. И не исключено, что пока эти двое будут выяснять отношения и разрабатывать «под одеялом» свой брачный контракт, откуда ни возьмись может объявиться некто третий — всех сильнее, потому что ему плевать на Конституцию.

Между тем, в Соединенных Штатах, слывущих самой демократической страной мира, «сильных политиков» не без основания недолюбливают. Там даже разработали такую шутливо-категорическую рекомендацию для избирателей: всякому, кто способен добиться поста президента, ни в коем случае нельзя доверять эту работу.

А у нас «сильная рука» — это своеобразный Кощей Бессмертный. Не успели похоронить — а он снова тут как тут на белом коне во главе страны. Неужели мы в этом не так уж сильно отличаемся от России, где Сталин и до сих пор является обладателем высочайшего рейтинга...

Впрочем, последнее предположение легко опровергается. Как свидетельствует социология, большинство украинцев не верят, что избавление от бедности и различных кризисных угроз принесет им царь или герой. Социологи определили, что так думают две трети наших соотечественников. Они надеются исключительно на себя и на свою страну.

Представитель компании Research&Branding Group Евгений Копатько рассказал на днях журналистам об итогах национального исследовательского проекта «R&B Омнибус. Ноябрь 2008 года». По словам Копатько, в условиях кризиса большинство жителей страны (70%) рассчитывают только на свои силы. Самой распространенной моделью поведения граждан Украины в условиях кризиса является, как и раньше, работа (39%), а также дополнительный заработок (31%). Переждать и отсидеться намерены всего 14% опрошенных.

Нашим по-настоящему сильным людям чужая «сильная рука» явно не нужна. Тому, кто хочет иметь опору на собственные силы, необходима справедливая и понятная налоговая система, они хотят знать, что в стране есть закон, есть бюджет, что тут ведут жесткую борьбу с коррупцией. И это, пожалуй, все. Ничего больше эти люди от власти не требуют. В то же время они понимают, что далеко не все способны опираться на собственные силы. Очень многим в стране нужна помощь государства. И самодостаточные граждане готовы солидарно в этом деле участвовать — платить налоги и сборы, выступать меценатами и спонсорами. Плохо лишь то, что все эти люди, работающие таксистами и парикмахерами, бизнесменами и фермерами, день и ночь заняты своей работой и им некогда заниматься делами страны... Да и кто их к этому допустит? «Сильные руки» не любят конкурентов...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать