Собственность уходит «в тень»
Ответ ственным за компрометацию самого понятия приватизации Президент считает Фонд госимущества. На его взгляд, была ошибкой передача ФГИ полномочий по управлению государственными пакетами акций промышленных предприятий. «Фонд не должен управлять. Это глупость», — заявил Кучма на вчерашнем совещании, посвященном вопросам приватизации и управления госимуществом. Он считает, что вследствие неудовлетворительного управления гособъектами, плохо ведется и их предприватизационная подготовка. В итоге лишь треть объявляемых конкурсов по продаже предприятий заканчиваются подписанием договора с покупателем. При этом каждое четвертое предприятие, контролируемое государством, сейчас проходит через процедуру банкротства. Президент дал понять, что в связи со срывом Госпрограммы приватизации в ближайшее время не исключены кадровые перестановки в руководстве ФГИ. Принять окончательно решение по этому поводу он поручил премьер-министру.
Председатель Фонда госимущества Александр Бондарь срыв программы приватизации объяснил рассеиванием ответственности за подготовку конкурсов, а также разработкой новых схем теневой приватизации. Как он сказал, уже сейчас на многих ОАО, контролируе мых государством, предприятия распродают свои производственные мощности в счет погашения долгов. При этом акции остаются собственностью государства, но бумаги оказываются ничем не подкреплены. Распространилась и более необычная форма теневой приватизации: акционерное общество остается государственным, и производственные мощности на месте, но все финансовые потоки, связанные с реализацией продукции, оказываются замкнутыми на коммерческих структурах. Контролирует таких частных посредников, как правило, директорат государственных ОАО. Решить эти проблемы, по словам Бондаря, должна новая программа приватизации, рассчитанная на 2003—2008 годы.
А самым неудовлетворенным итогами приватизации выглядел председатель Налоговой администрации Николай Азаров. По его словам, большинство приватизированных предприятий быстро находят относительно законные способы избегать налогообложения. Глава налоговой службы сообщил, что 77,8% украинских приватизированных предприятий вследствие дальнейшей перепродажи сейчас находятся под контролем оффшорных фирм. Также Азаров отметил, что именно приватизированные предприятия отличаются особой активностью при вымывании денег из бюджета путем возврата НДС и других способов. Николай Азаров обратил внимание руководства ФГИ на то, что реальных хозяев многих предприятий, в которых государство имеет небольшой пакет акций, налоговые органы просто не могут найти. «Мы спрашиваем у управляющего, кто хозяин? А он говорит, что сам не знает. Может, и знает, но нам не скажет», — говорит председатель Налоговой администрации. По его словам, система учета дальнейшей перекупки пакетов акций, проданных государством, отсутствует.
Неожиданно смелую оценку тому, что творится в украинской приватизации, дал президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. Он заявил, что проблема теневой приватизации и низкого качества управления гособъектами вполне решима, но реальной политической воли для поиска таких решений у государства нет. Отсутствие системы ответственности и крайне критический настрой в оценках государственной политики стали общим местом в сфере приватизации. Но даже ФГИ, как оказалось, вовсе не виноват в срыве конкурсов по «Укртелекому» и облэнерго, потому что их подготовку вели профильные ведомства Кабмина. Во всяком случае, таким мог бы быть защитный аргумент ФГИ. А, как известно, если изначально ответственных нет, то со временем обязательно начнется поиск виноватых. Генпрокуратура уже начинает работать.
Выпуск газеты №:
№172, (2002)Section
Панорама «Дня»