Сон разума рождает чудовищ
В Украине продолжается политическая вакханалия, инспирированная «языковым» изобретением власти
О юридической ничтожности Закона «О принципах государственной языковой политики» уже так много сказано (в т.ч. и на страницах «Дня»), что повторяться нет смысла. Самое главное то, что он противоречит Конституции Украины. Принципы государственной языковой политики может определять только она. И если бы Конституционный суд действительно защищал Основной Закон, а не исполнял роль политической одалиски, о нелепом творении двух «К» уже давно бы никто не вспоминал. Однако в условиях ползучего авторитаризма о правосудии говорить не приходится.
В этом, собственно, вся проблема: в ползучем авторитаризме. Если бы парламентское большинство и Президент руководствовались законами и учитывали многочисленные экспертные выводы (Венецианской комиссии, Минюста, Минфина, Минкультуры, научно-экспертного управления Верховной Рады, профильных институтов Академии наук и тому подобное), они бы не пошли по тому авантюрному пути, по которому, в конце концов, пошли. Однако приближение выборов и страх потерять власть подтолкнули Банковую и депутатов, которые ее обслуживают, к рискованным играм. Как ни парадоксально, Президент подписал закон, разрушающий украинскую государственность. Гарант Конституции презрел Основной Закон, хотя и присягал соблюдать его.
Процессы, инспирированные Законом «О принципах государственной языковой политики», опасны именно тем, что они «разрывают» Украину, провоцируя конфликты на языково-этнической почве. Ход событий свидетельствует, что в тех областях и городах, где происходит «парад» региональных языков, чиновники считают, что региональный язык вводится вместо государственного. Украинский стремительно вытесняется из сферы образования (где его и так было немного), СМИ, судов, официального делопроизводства... Образуются зоны, полностью свободные от украинского языка, который для миллионов граждан Украины превращается в безнадежно иностранный. Причем, как это легко и предполагалось, все обещания власти защитить языки других нацменьшинств, оказались просто пузырем. Сказал же великий «интернационалист» М.Чечетов: «главное — русский язык», а не «языки, которыми владеют кучки людей». Поэтому нечего всяким там болгарам, крымским татарам, полякам, венграм «разжигать национальную рознь», требуя и для своих языков регионального статуса.
Русификация Украины разворачивается полным ходом. Регионы, этнические группы населения сталкиваются в конфликте, украинский язык, который в статусе государственного должен выполнять объединительную роль, загоняется в гетто — и это все называется «принципы государственной языковой политики»?! Все обещания Януковича и Азарова относительно государственной программы поддержки украинского языка не стоят выеденного яйца, ведь что может дать программа, когда законодательство максимально открыло русификаторские шлюзы? Когда Президент подписывал антиконституционный закон и тут же давал распоряжение создать рабочую группу, которая бы его «усовершенствовала», разве это не напоминало попытку надеть штаны через голову? Рабочая группа, конечно, подготовила проект изменений, причем достаточно радикальных, однако какой будет дальнейшая судьба этого документа, сказать трудно. Очевидно, все будет зависеть от результатов парламентских выборов.
Таким образом, внедрение закона «О принципах государственной языковой политики» на 21-ом году независимости поставило на повестку дня вопрос о... территориальной целостности Украины и о дальнейшем существовании Украины как государства. А если учесть тот факт, что сотни и тысячи бил-бордов от Ужгорода до Луганска призывают нас заняться федерализацией Украины, то создается впечатление, что «эксперименты» с языком — только часть большого сценария ликвидации государства, в осуществлении которого принимают участие как внешние, так и внутренние факторы. А что по этому поводу думают спецслужбы, которые финансируются из украинского бюджета? Не могу знать. Похоже, что, как и во времена СССР, им больше нравится бороться с «украинским национализмом», чем защищать территориальную целостность и суверенитет государства.
Итак, что же дальше? Убежден, что Закон «О принципах государственной языковой политики» должен быть дезавуирован, и сделать это должен Президент. У него для этого есть большой набор возможностей (вспомним хотя бы историю с красными флагами). Однако Янукович, очевидно, считает, что он все сбалансирует: закон двух «К» — останется (возможно, слегка «приукрашенный»), а «кость» в виде государственной программы поддержки украинского языка успокоит другую часть Украины.
Не успокоит.
Гражданское сопротивление политике русификации Украины, которая лишает нас исторической перспективы, неминуемо будет нарастать, невзирая на вялость нынешней политической оппозиции и сервилизм в интеллектуальной среде. Рано или поздно это принесет результаты: феодальная по своей сути власть, которая ведет себя с наглостью оккупанта, неминуемо уйдет в небытие. Нужно только «помочь» ей это сделать. Для этого у нас есть максимум два с половиной года.
Выпуск газеты №:
№159, (2012)Section
Панорама «Дня»