Перейти к основному содержанию

Совет, который не слышат

21 июня, 19:53

Первые немецкие бомбы упали на Львов 1 сентября 1939 года. А уже 17 сентября по Западной Украине грохотали советские танки.

Тем не менее, сегодня большая часть государства так или иначе будет отмечать 70-летие со дня начала войны. Но какой войны?

Для кого-то это Великая Отечественная, флаг победы, фронтовые сто грамм. Для кого-то — лишь очередная глава в той трагедии, которая разыгралась в Украине в 1939—1944 годах, с началом Второй мировой.

Кто-то будет поминать своих погибших, кто-то — своих. Будут петь и слушать разные песни, размахивать разными флагами. Кто-то собирается провоцировать, кто-то уже настроился на прямое столкновение, на драку. Сегодня, когда вы читаете эти строки, вполне вероятно, какие-то конфликты уже произошли.

Выходит, как бы банально это ни звучало, у каждого та война своя.

Кажется, она в скрытой форме продолжается до сих пор. И конца-края ей нет. И нет, на первый взгляд, никого, кто бы смог всех нас примирить.

Впрочем, вспоминается фраза из интервью известного российского режиссера Александра Сокурова «Новой газете», перепечатанной «Днем» 10 июня: «Лишь культура может удержать народ от одичания. Религия не удержит. Нет других связей, кроме культурных, которые бы объединяли людей крепко и в любви друг к другу».

Вот великий, всемирно известный скульптор Вадим Сидур. Родился, вырос, выучился в Украине (в Днепропетровске), оттуда же пошел на фронт, был командиром пулеметного расчета. Воевал с 1942-го до 1944-го, в бою под Кривым Рогом получил тяжелое ранение в лицо, был демобилизован. 26 июня исполнится ровно 25 лет со дня его смерти.

Его работы являются шедеврами трагической скульптуры и установлены в Германии, в США — где угодно, кроме стран бывшего СССР, в котором его творчество было запрещено как «формальное».

Можно много писать об этом великом таланте, но одна из главных особенностей его творчества состоит, в частности, в том, что скульптуры Сидура посвящены не какой-то одной, отдельной стороне войны, а всем погибшим, всем жертвам. Потому что в конечном итоге любая война — узаконенное убийство, и жертв в ней во стократ больше, чем палачей. Иначе говоря, нет победителей и побежденных — есть лишь жертвы.

Вот такая простая мораль. Культура — настоящая, высокая — уже в который раз предлагает сказать всем нам «мы». Мы — жертвы той войны. Жертвы обмана или самообмана, связанного с войной. Но — жертвы. Мы все пострадали. И не стоит разбираться, кто в какой части страны воевал. Война прошлась страшным катком по всем нам.

Когда осознаем это «мы», тогда пушки замолчат окончательно, и вместо шаткого и полного недоверия перемирья воцарится настоящий мир.

P.S. В ближайших номерах «Дня» читайте статью о жизни и творчестве Вадима Сидура.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать