Современная украинская школа отказывается от унификации
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001208/4226-7-1_0.jpg)
Корреспондент «Дня» встретилась с директором-ученым, и госпожа Галина рассказала о работе по созданию национальной школы нового типа, о проблемах и перспективах ее развития.
— Как Вам удалось создать такой коллектив единомышленников, который оказался способным для серьезной научной работы?
— Вы говорите о коллективе единомышленников, я так это не воспринимаю. Одинаковое мышление никогда ничего не привнесет. Люди должны объединяться единой целью. Наша цель — создать школу национальную, украинскую. А для этого нужно иметь людей, которые хотят это сделать. Идем к этому по-разному. У каждого свое понимание такой школы и, объединяя эти понимания, мы получаем различные стороны одного процесса. У нас обсуждение проблем выносится на педагогические дискуссии, которые проводятся раз в месяц. Во время обсуждения пытаемся убедить в своей позиции или воспринимаем позицию другого.
— По-видимому, вы имеете свое личное учительское кредо?
— Чтобы стать учителем, который умеет анализировать, нужно проработать длительное время. Только со временем начинаешь понимать, что и как развивает ребенка. В книге «Первые шаги к успеху» я пишу о развитии мышления на уроках химии. Меня никогда не устраивало обучение на уровне воспроизводства знаний, я всегда пыталась сделать своего ученика открывателем, поощрить самостоятельно формировать определенные положения теории. Такой подход требует индивидуальной работы с учениками, но ведь не всегда учитель имеет такую возможность. Для поступательного движения в развитии ребенка нужные соответствующие учебники, которые бы учили думать. К сожалению, такие учебники созданы только для начальной школы.
— Какой вы видите украинскую национальную школу по вашей теории и практике?
— Интеграция науки и практики — блестящее проявление. Сегодня школа не может быть только на уровне функционирования. Она должна быть на другом уровне, на уровне развития. Если педколлектив умеет прогнозировать, работает на ребенка и знает конечную цель, то он отрабатывает и тактику — отдельные этапы для получения того, что он хочет увидеть в конкретном ребенке. Педагогика никогда не создается в стенах научно-исследовательских институтов, она создается в учебных заведениях. Я не говорю о постановке эксперимента, а об исследовании и коррекции этих исследований в плане желаемого видения развития ребенка.
Сегодня воспитание — это работа в действии, а не педагогика мероприятий. Дух нравственности, творчества, патриотизма, самоутверждения, самореализации — все это и есть украинский национальный лицей. Мы создаем такую среду, которая бы побуждала ребенка к интеллектуальному, моральному, эмоциональному развитию.
Восемь лет тому назад я представила на конкурс свой проект развития украинского национального лицея. Мой проект был признан лучшим — меня назначили директором лицея. Не все еще выполнено из запроектированного. Я создала свою концепцию на основе работы в школах, педучилище, на знании новаторского опыта, который анализировала, апробировала. Когда-то была идея создать частную школу,я готовилась к этому. Но эти идеи использовала уже для работы в украинском лицее. Некоторые из разработанных нами документов министерство образования взяло за образец, а именно — положение о рейтинговой системе оценивания.
Наша рейтинговая система состоит из трех компонентов — морально-этический, творческий, академический. Разработали положение относительно педагога-куратора как промежуточного звена в работе между родителями и педколлективом. Используем системную модель управления учебным заведением. Она включает администрацию и совещательные структуры — ученический парламент, родительский совет, попечительский совет, научно- методический совет, предметные комиссии, издательский совет, кафедру национального воспитания. Все советы объединены одной идеей украинства, жизнедеятельности и ребенкоцентризма.
— От каких черт школы советского времени, по вашему мнению, однозначно нужно избавиться?
— Отказаться от унификации, ничего не бывает универсального. Все индивидуальное. У нас была унифицирована средняя школа, которая ориентировалась на среднего ученика, одаренным детям она не давала возможности развиваться.
Но в педагогике нельзя слепо что-то внедрять. Каждый учитель имеет собственное видение проблемы, и ему навязывать что-то — не только сложно, а даже вредно, ибо все навязаное не даст желаемого результата. Хотя учитель обязательно должен быть осведомлен относительно как классических, так и современных педагогических достижений, чтобы сравнивать свой путь с тем, что делают другие.
— Ваша оценка сегодняшних реформ в образовании?
— Сейчас мы говорим о том, что мы реформируем образование. Но я считаю, что за этим реформаторством должны происходить не внешние изменения (12-балльная система, 12-летнее обучение), а изменения внутренние. Нужно поменять подходы хотя бы к таким проблемам, как оценивание знаний. Должны оценивать успех каждого ребенка. Сколько сегодня по школам затравленных детей, которые не желают ни учиться, ни ходить в школу! Решить эту проблему может только учитель, но копейки, за которые он сегодня работает, его на нужный труд не вдохновляют. Можно ли обеспечить мизерным финансированием высокий уровень образования? Молодежь не хочет работать в школе, учителя-альтруисты встречаются только среди старшего поколения, но ведь время их работы вскоре закончится. Что же далее? Чтобы делать реформы, их нужно обеспечивать финансово. Когда сначала экономика, а потом —духовность, то «потом» можно и не дождаться, ибо духовность окажется потерянной.
— Какие проблемы вам как директору элитной школы наиболее тяжело решать?
— Это даже и не финансовые вопросы, а кадровые. Положение о конкурсе педагогов у нас давно разработано. Конкурсную комиссию возглавляет директор, в состав входят преподаватели университета. Конкурс объявляем через газету, а потом проводим презентацию наработок учителей, а психолог и соционик оценивают профессиональный потенциал учителя. Но отыскивать среди учителей настоящих профессионалов сегодня очень тяжело.
— Существует ли связь с другими школами Украины?
— У нас разработаны проекты партнерства с сельскими школами различных регионов Украины, Симферопольской украинской гимназией, а также проект сотрудничества с украинской гимназией в Латвии (Рига). Мы помогаем директору Рижской гимназии Лидии Кравченко в ее работе в том направлении, чтобы Украину знали в мире как такое государство, которое имело глубинную историю развития образования и имеет сегодня значительные достижения в педагогических науках. А семинары по образовательному менеджменту, образовательным перспективным технологиям и ученическому самоуправлению — это уже наше традиционное сотрудничество со школами-партнерами.
Выпуск газеты №:
№226, (2000)Section
Панорама «Дня»