Перейти к основному содержанию

СПРАВКА «Дня»

09 ноября, 18:49

Впервые этот принцип отзыва народных избранников был зафиксирован в истории Древнего Рима, хотя реально он использовался еще в Древней Греции, как форма ответственности выборных лиц за нарушения законов во время деятельности на своем посту. Только в Древней Греции императивный мандат больше применялся как санкция за реальные нарушения, а в Древнем Риме он превращался в инструмент расправы над политическими оппонентами — например, Цицерон таким образом был лишен звания консула за свои выступления против триумвирата Цезаря, Помпея и Красса. Дальнейшее развитие императивный мандат получил уже в Средние века, когда формировался институт самоуправления крупных городов. В частности, это касалось не только членов магистрата, но и судей, должности которых были выборными. Часто это наказание путем отстранения от должности было, по сути, формой остракизма для неугодных городской элите должностных лиц. Но формально императивный мандат был формой ответственности за неисполнение обязанностей.

Дальнейшее развитие идея отзыва депутатов и других выборных лиц получила во время Парижской коммуны 1871 года, когда и была введена по той причине, что другие формы ответственности не устраивали революционеров, когда государственная система Второй империи рухнула после проигрыша Францией войны с Пруссией. Вообще, эта форма ответственности стала популярной во времена социальных потрясений, когда рушились традиционные основы государственности, а нормы права попросту не срабатывали — императивный мандат, в частности, использовался во время гражданской войны 1917—1921 гг. в России. В 1871 году императивный мандат был выражен в его классическом виде — Коммуна, по сути, ликвидировала раздел ветвей власти на законодательную, судебную и исполнительную, и все уполномоченные, посылаемые в Национальное собрание, имели приказ от своих избирателей выполнять их требования и могли быть отозваны в любое время за малейшее нарушение. Этот приказ и назывался императивным мандатом.

В правовых системах стран мира этот принцип не прижился, так как конфликтовал с принципом национального представительства, согласно которому, каждый депутат выражает не волеизъявление конкретных избирателей, проголосовавших за него, а волеизъявление всех граждан страны. Поэтому отзыв депутатов считается нарушением прав избирателей и не внесен ни в одну из современных европейских конституций (правда, Украина — отдельный случай, о чем будем говорить ниже).

В советском государственном праве такой принцип тоже был и происходит он из марксистской правовой доктрины, которая рассматривает государство и право как надстройку над классовым обществом. Право служит тут средством принуждения в процессе противостояния высших и низших слоев общества. Для того, чтоб сломать существующую систему, надо было снять разделение власти и убрать принцип национального представительства (который не отвечал потребностям эксплуатируемого класса), не считая свержения старой власти и разрушения экономической системы государства... В том числе это делалось путем введения императивного мандата, который превращал три ветви власти в одну универсальную, которая и судила, и издавала законы, и исполняла их.

Но это было эффективно лишь в первый год после большевистского переворота, когда надо было быстро поставить под контроль местные советы и избавиться от оппозиции там. Сотрудники ЧК принуждали местное население к написанию «добровольных» требований отозвать делегатов от партий эсеров и меньшевиков в эти советы. Так, почти за полгода была решена проблема представительства оппозиционных партий в местных советах (хотя в случае неэффективности данной меры применялся еще и роспуск органов местного самоуправления по обвинению в «контрреволюционной деятельности»). Но когда эта проблема перестала существовать и большевики уже контролировали все Советы, тогда императивный мандат стал, по сути, простой формальностью — как и право республик на выход из союзного государства. Право отзыва депутатов было зафиксировано в первой Конституции СССР 1918 года, но не было самой процедуры отзыва. Императивный мандат получил дальнейшее развитие в Конституции СССР 1977 года и в Законе «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» 1959 года. Депутата можно было отозвать за невыполнение обязанностей и нарушения законодательства СССР. Однако таких случаев практически не было, и поэтому императивный мандат как был, так и остался декоративным принципом в системе государственного права СССР.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать