Перейти к основному содержанию

Станислав ШУШКЕВИЧ: «Злорадство некоторых в Минске и Москве показывает, что Украина на правильном пути»

22 сентября, 21:00

Через неделю (1—2 октября) в Минске состоится необыденное для тамошней политической жизни событие — Национальный конгресс демократических сил. На этом собрании оппозиционные участники должны будут избрать единого кандидата в президенты Беларуси на выборах следующего года. Один из претендентов на роль «единого» — 70-летний Станислав Шушкевич. Его имя довольно известно не только в Беларуси. В частности, он был участником встречи в Беловежской пуще, где было принято решение о ликвидации СССР. В свое время он уже противостоял на выборах Александру Лукашенко — в июне 1994 года. И — проиграл. Свою беседу со Станиславом ШУШКЕВИЧЕМ «День» начал с вопроса о его оценке оранжевой революции и последующих событий в Украине.

— Я воспринял события в Украине с величайшей радостью. Мы с 1997 года близко знакомы с Виктором Ющенко, и я воспринимаю его, как достойнейшего человека. Я понимал, насколько сложно будет обеспечить то, что он вправе был обещать, надеясь на поддержку своих коллег и друзей. Я больше всего боялся, чтобы эти друзья его не подвели. Но, по-моему, в определенной степени это произошло. Я могу высказать только глубокое сожаление, что политики, пришедшие к власти после оранжевой революции, не смогли длительно, достойным образом взаимодействовать. Но, я думаю, это было неизбежно. Помните высказывание Бисмарка? Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы. Я очень сожалею, что некоторые из украинских политиков сдали свои позиции, не оставшись верными своему народу, но я никого не могу назвать лично. В Украине очень сложная ситуация, и я надеюсь, что взаимопонимание между политиками все-таки появится. Верю, что будет найден способ, чтобы достойные люди достойным образом вели Украину к благополучию и процветанию.

— Но не виноват ли сам Виктор Ющенко в произошедшем? Не кажется ли вам, что он собственноручно закладывал часовой механизм из кадровых ошибок к бомбе, взрыв которой и привел к сегодняшнему кризису?

— Я абсолютно убежден в благожелательности Виктора Ющенко к украинскому народу. Следует признать, что при всей этой доброжелательности судьба не позволяет действовать безошибочно. Я надеюсь, что у этого замечательного человека хватит мудрости, чтобы те некоторые отступления, которые были допущены в его политике ради, может быть, каких-то компромиссов, ради победы, будут исправлены самым достойным образом. Я абсолютно убежден, что главная цель Виктора Ющенко — это благо украинского народа.

— Складывается впечатление, что оппозиционным силам в Беларуси подобное развитие событий в Украине не на руку. В то же время многие эксперты отмечают некое ликование, злорадство со стороны официальных властей некоторых государств бывшего Советского Союза...

— Вы знаете, что больших недоброжелателей демократизации Украины и торжества украинского народа, чем официальный Минск или Москва, найти трудно. Великая Россия хочет быть еще более великой за счет Украины. А великий пророссийский сатрап Лукашенко угодничает перед Россией и тоже осуждает демократизацию Украины. Поэтому злорадство этих двух сторон показывает, что Украина на правильном пути. Не дай Бог, у украинских демократов окажется недостаточно мужества и мудрости, чтобы действовать на благо истинной демократизации Украины. Это будет на определенный период губительным для всего постсоветского пространства — и для Беларуси, и для Молдовы, и для многих других стран.

— «Если отставка правительства свидетельствует о том, что Ющенко начнет управлять страной более авторитарно, то он неплохо поступает». Такое ваше заявление распространили российские СМИ после отставки украинского правительства. Не могли вы объяснить ваше понимание слова «авторитарно», поскольку, учитывая опыт Беларуси, оно звучит довольно пугающе...

— Я никогда не был сторонником авторитаризма, и я не знаю, кто приписал мне эти слова. Но я хочу сказать, что в определенный момент, когда есть угроза демократии, то Президент должен поступать не авторитарно, а решительно. Я надеюсь, что у Виктора Ющенко хватит мудрости поступать решительно и быстро. Я противник авторитаризма, но разнузданная демократия на переходном периоде может породить определенные сложности, поэтому президент должен воспользоваться всей полнотой власти, но ни в коем случае не переступать допустимые рамки. Я думаю, что Виктор Андреевич этим воспользуется...

— Вероятно, вам известно, что в Украине немало людей разочарованы в новой власти. Среди них и хорошо вам известный экс-президент Украины Леонид Кравчук, который, в частности, заявил, что не подписал бы Беловежских соглашений, а «скорее себе руку отрезал», если бы знал, что «будет так, как сейчас». Как вы восприняли это заявление?

— Вы имеете в виду заявление от 1 июня? Знаете, я прочитал его от корки до корки. Мои друзья из Украины прислали мне стенограмму этого выступления. Леонид Макарович совершил великое дело, поставив свою подпись под Беловежским документом. Кравчук для мене святой человек, потому что добился бескровной независимости Украины. Но если он при каких-то обстоятельствах об этом сожалеет, то, простите меня... Нельзя святынями пренебрегать, нельзя от них отказываться под любым предлогом. Для меня это трагедия. Мы с ним действовали одинаково разумно и одинаково последовательно, подписав Беловежское соглашение, согласно которому Россия признала независимость Беларуси после 200 лет колонизации и — независимость Украины после более 300 лет колонизации. Я считаю Леонида Макаровича национальным героем... Думаю, что он ошибся, допустил некорректное высказывание, и надеюсь, что он исправит свое положение, и я смогу считать его, по-прежнему, своим большим политическим и большим человеческим другом.

— В Беларуси, наверное, не много людей, готовых разделить ваше восхищение нынешней Украиной?

— Беларусь абсолютно дезинформирована о том, что произошло в Украине. Белорусское общество дезинформировано о том, что происходит в Европе. У нас СМИ монополизированы. Наш режим пропагандирует ненависть к демократии, к украинской независимости, к европейским ценностям. В Беларуси 70% населения хочет перемен, но режим, зверски поддерживаемый Россией, делает все возможное, чтобы не допустить их. Поэтому действовать в этих условиях очень сложно. Российская власть, напуганная оранжевой революцией, дошла до маразма. Она понимает, что теряет так называемые зоны влияния... Это и есть настоящий маразм, потому что французы никогда не считали зоной своего влияния Алжир, а британцы никогда не считали зоной своего влияния бывшие колонии. Россия же считает зоной влияния Беларусь и Украину, потому что Кремль не в состоянии обеспечить благополучие своих граждан и отвлекает их имперскими идеями.

— Возможна ли революция в вашей стране?

— Да, возможна. Если результаты выборов будут сфальсифицированы (а механизм этого уже отработан), то я абсолютно убежден, что народ отстоит свое право на демократию, на свою победу. На сегодняшний момент Лукашенко пользуется поддержкой максимум четверти населения, а демократические силы — существенно большего количества граждан.

— Извлекла ли урок белорусская оппозиция из выборов 2001 года, когда оппозиция также выдвинула единого кандидата, но он потерпел абсолютное поражение? Многие эксперты утверждали, что проблема была не в фальсификации, а в непопулярности тогдашнего кандидата Владимира Гончарика...

— Это очень непростой вопрос. Тогда должен был состояться второй тур. Максимум голосов, которые мог получить Лукашенко при всех социологических ошибках, — 48%. Но масштаб фальсификаций был настолько велик, что кое-кто позволяет себе говорить, дескать, народ поддерживает Лукашенко. Сегодня проблемы нет в том, что Лукашенко не будет поддержан, проблема в том, чтобы выборы были справедливыми.

— Лидеры белорусской оппозиции сейчас обсуждают вопрос выдвижения единого кандидата на выборы президента, которые состоятся в следующем году. Среди кандидатов на «единого» — и ваше имя. Как вы оцениваете свои шансы вступить в предвыборную борьбу с Лукашенко?

— Согласно соцопросам у меня самый высокий рейтинг по популярности. Но есть другая сторона вопроса. Я считаю, что слово — за молодыми, и поэтому то, как буду себя вести, зависит от того, как будут вести себя молодые политики на Конгрессе демократических сил. Я хотел бы, чтобы у нас «выбился» молодой, достойный кандидат, похожий на вашего Виктора Ющенко, который бы смог бы повести за собой народ. Я буду помогать ему всеми силами.

— Ожидает ли белорусская оппозиция поддержку от соседних государств — Литвы, Украины, Польши, с которыми у официального Минска довольно напряженные отношения?

— Прежде всего мы рассчитываем на моральную поддержку. Это очень важно, и мы ее ощущаем. Также мы рассчитываем на информационную поддержку. Если наши коллеги за рубежом помогут разорвать информационную блокаду, то это будет величайшая и достойнейшая помощь. А все остальное мы сделаем сами...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать