Студент имеет право...

Вчера отмечался Международный день студента. В Украине его празднуют уже пятый год подряд. Это праздник двух с половиной миллионов украинцев, которые сегодня обучаются в высших учебных заведениях нашей страны. Ныне на каждые десять тысяч граждан приходится по 485 студентов, что составляет самый высокий показатель на всем постсоветском пространстве. В этом году первокурсников, принятых на обучение за счет государственного бюджета, по сравнению с прошлым годом стало на шесть тысяч больше. В мае будущего года Украина намерена присоединиться к Болонскому процессу и вместе с европейскими странами создать к 2010 году общеевропейское образовательное пространство. Одним из механизмов формирования государственной молодежной политики в Украине стал Всеукраинский студенческий совет при Президенте Украины. Этот консультативно-совещательный орган был создан для более полного учета позиций студенчества при определении и реализации политики государства в сферах образования, труда, социального становления и развития молодежи, а также для налаживания конструктивного взаимодействия между органами государственной власти и студенческими организациями, органами студенческого самоуправления высшими учебными заведениями Украины. Накануне студенческого праздника «День» предложил лидеру Студенческого совета Андрею Черных рассказать о наиболее острых моментах в нынешней студенческой жизни страны.
— Недавнее повышение стипендий, по вашему мнению, — тенденция или одиночный случай?
— Я рассматриваю недавнее повышение стипендий как безусловный позитив. Ни для кого не секрет, что на 50 студенческих гривен прожить нельзя, так же как и на 100. Поэтому мы будем постоянно настаивать на том, чтобы стипендия постепенно увеличивалась до размера прожиточного минимума.
— Как вы оцениваете состояние студенческого самоуправления в Украине?
— У нас так уже сложилось, что эффективность студенческого самоуправления зависит от налаживания связей и тесного сотрудничества между руководителями органов студенческого самоуправления и руководителем университета. Если эти связи налажены, тогда и студенческое самоуправление развивается. Проблема в том, что большую роль в таких отношениях играет личностный фактор. Отечественное законодательство в этом плане еще далеко от идеального, многие вопросы не урегулированы. Поэтому мы разработали собственный законопроект об изменениях в законе «О высшем образовании». Им значительно повышаются возможности студенческого самоуправления, в частности 15 процентов от состава ученого совета должны представлять студенты, студенческий парламент или профком. У них также будет право защищать своего студента, если администрация будет оказывать на него давление. Иными словами, если закон будет принят, то студент и преподаватель станут партнерами. Это очень важный шаг вперед. С этим согласились почти все руководители парламентских фракций, подписавшиеся под соглашением о готовности обеспечить успешное принятие соответствующих изменений Верховной Радой.
— В нашем государстве наиболее распространенной формой студенческого самоуправления являются профсоюзы (реже студенческие братства). Не считаете ли вы такие формы реализации студенческого самоуправления атавизмом советских времен? Как известно, на Западе наиболее демократическими и эффективными считаются студенческие парламенты.
— Действительно, студенческие профсоюзы в известной степени можно считать атавизмом, но нельзя утверждать что во всех вузах они недостаточно эффективны. В одних учебных заведениях профсоюзы абсолютно нормально сотрудничают с теми же студенческими парламентами, в других они являются более крепкими, поскольку получают дополнительное финансирование от членских взносов. Однако есть такие университеты, где студенческие парламенты подчинены профсоюзам, и это, безусловно, является негативным явлением для развития студенческого самоуправления. Как мне кажется, будущее за студенческими парламентами.
— Как вы оцениваете ситуацию с льготами и социальными гарантиями для студенчества?
— Наша позиция заключается в том, что студенты независимо от того, учатся ли они по контракту или по государственному заказу, имеют право пользоваться льготами при проезде на городском, междугородном, железнодорожном транспорте.
В этом вопросе к нам наконец прислушались, и с 1 января у всех студентов будут соответствующие льготы. Далее мы будем настаивать на том, чтобы студенты-контрактники при условии успешного обучения получали определенное финансовое поощрение (как известно, до сих пор эти студенты не имеют права получать стипендию). Также у контрактников должна быть возможность пользоваться своим правом на отдых и оздоровление во время зимних и летних каникул на туристических базах, в санаториях. Для этого в вузах созданы фонды социальной помощи, 10% средств которых направляются на эти нужды. Но проблема заключается в том, что университеты не имеют права использовать свободные средства на лечение и оздоровление. Мы со своей стороны внесли предложение о внесении изменений в соответствующее постановление Кабинета Министров и надеемся на то, что правительство позволит университетам эти средства использовать.
— Едва ли самой большой проблемой сегодняшнего студенчества является обеспечение общежитиями. Есть ли какие-то положительные сдвиги в этом вопросе?
— Действительно, 80% вопросов, которые звучат во время моих встреч со студентами по всей Украине, касаются именно проблем с общежитиями. Их нужно как можно быстрее решать, ведь очень часто в общежитиях отсутствует горячая вода, в одной комнате проживает по 6, по 7 человек, причем некоторые из них совсем не имеют отношения к студентам — коменданты селят их за 100— 200 долларов. Механизм решения этой проблемы довольно прост — навести элементарный порядок, менять тех проректоров и комендантов, которые злоупотребляют своим служебным положением, привлекать к контролю органы студенческого самоуправления.
— А выделяются ли средства на то, чтобы университеты, скажем, раз в год могли построить новое общежитие?
— К сожалению, эти средства не выделяются. Но у университетов есть значительные внебюджетные фонды. К тому же недавно был принят закон, который позволяет финансировать университеты из трех уровней бюджета: местного, областного, частного. Последний также может содействовать финансовому оздоровлению высших учебных заведений. Но я также соглашаюсь с тем, что и государство должно выделять средства на развитие материальной базы университетов, строительство новых корпусов и общежитий. А относительно последних, то здесь нужно навести элементарный порядок: люди, не имеющие никакого отношения к студенчеству или преподавательскому составу, не должны занимать жилую площадь, предназначенную для тех, кто учится и работает в университетах. Поэтому при поддержке министра образования были направлены соответствующие письма руководству вузов с требованием предоставить больше полномочий студенческим советам общежитий. Чтобы они имели право переселять, заселять, выселять, решать финансовые вопросы.
— На ваш взгляд, скажется ли на жизни студентов присоединение Украины к Болонской учебной системе?
— Безусловным позитивом для каждого студента станет возможность, например, год поучиться в одном университете, потом год в другом, послушать те предметы, которые ему интересны и нужны. Таким образом, у студента будет шире кругозор. При такой системе мы будем готовить квалифицированных специалистов, которые не будут говорить: «Мне нужно найти работу, трудоустройте меня», — за такого специалиста работодатели будут сами бороться.
— Как известно, советская система направлений давно не срабатывает, в то же время действенные механизмы не внедрены. Какова ситуация в этой сфере, возможно, стоит вообще отказаться от идеи направлений?
— Действительно, в этом плане советская система уже давно не срабатывает, поэтому Верховная Рада приняла закон о первом рабочем месте, по которому работодателю будут предоставляться субсидии в том случае, если они берут на работу выпускников вузов. Но студентам следует осознать, что мы живем в условиях рыночной экономики. И если они не будут квалифицированными специалистами, а только иметь бумажку об окончании вуза, — то просто никто не будет приглашать их на работу.
Выпуск газеты №:
№210, (2004)Section
Панорама «Дня»