Перейти к основному содержанию

«Сухой лист» великого тренера

Валерию Лобановскому — 60 лет
06 января, 00:00

И в этом невообразимом море восторженных почитателей игры, свиста и треска семечек, обильно сыпавшихся под лавки, я услышал слово ЛОБАН. Чуточку позже, глядя на футбольное поле, сообразил, что мои соседи начинали выкрикивать его, когда мяч оказывался у тонкого и высокого, как жердь, парня с копной огненно-рыжих волос на голове, который умело обыгрывал защитников ленинградцев, а когда его сбивали с ног, смешно падал, как подкошенный. Детские впечатления...

А каким запомнили и знают его соратники по команде и тренерской работе, я попросил поделиться в канун 60-летнего юбилея Валерия Лобановского заслуженного мастера спорта Андрея Бибу.

— Андрей Андреевич, не попахивает панибратством, когда зрители выкрикивают: Лобан, Блоха, Шева?.. В частности, обижался ли на это Валерий Васильевич?

— Не думаю, настоящий киевский болельщик — народ особый. Он с тобой, и когда очень плохо, и когда радостно — переживает, улюлюкает, аплодирует. А то, что он сокращает твою фамилию, а то и просто зовет иначе, скорее свидетельство большого доверия и любви. Заметьте, ведь не каждый футболист удостаивается такой чести. Валерий же Васильевич, согласитесь, тонкий психолог и прекрасно разбирается в оттенках положительных и отрицательных эмоций. Почему, вы думаете, появились вместо привычных фамилий — Пеле, Диди, Зизи. Чтобы легче их почитателям выкрикивалось.

— Лобановский всегда был не особенно разговорчивым — и на футбольном поле, и в общении с друзьями...

— Почему, мог и психануть, когда вовремя пас не получит. Но он был, как бы это лучше выразиться, более цельный. Меня и тогда, и сегодня не оставляло впечатление, что он, даже в минуты отдыха, продолжает в уме играть в футбол, анализирует ситуации, прокручивает новые схемы. Так что времени на разговоры практически не остается.

— Возможно, именно это качество — умение подчинить себя полностью делу и выдвинуло наставника «Динамо» в первые ряды лучших тренеров мира?

— У него еще одна прекрасная черта — умение правильно организовать тренировочный процесс, плюс удивительное предвидение. Знает в какой момент дернуть за нужную веревочку.

— Это как понимать?

— Приблизительно так: давая установку на игру, сказать игрокам: «С двадцатой по тридцатую минуту сбросьте скорость, а потом снова резко добавьте обороты». И попадал точно в «яблочко».

— Время берет свое. Он уже, как в былые годы, не проделывает вместе со своими подопечными различные упражнения.

— Увы. Я припоминаю, как Валерий Васильевич всегда вместе с ребятами обязательно бегал кроссы. Попробовал бы кто сачкануть, когда главный, как Чапаев, впереди.

— Молодые люди знают Лобановского только как великого тренера. А каким он был игроком?

— Если его называли Лобан, то каким? Отличным. Владел великолепным дриблингом, широким арсеналом техничных приемов. И на своем левом краю нападения делал из защитников соперника, простите за сравнение, клоунов. А его знаменитые удары с угловых «сухим листом», когда мячи планировали прямо в сетку, наверно еще долго снились вратарям. Сегодня такого не увидишь.

— Вам приходилось близко общаться с ним вне футбольного газона?

— Запомнился эпизод, когда возвратясь в конце сезона из олимпийской сборной СССР, мы вместе с ним и его мамой Александрой Максимовной отправились отдыхать на море в Одессу. Жили в одном номере в гостинице. Много говорили о людях, спорте, о жизни.

— А о чем именно, если можно, поконкретнее.

— Если Валерий Васильевич не поделился этим, то не буду и я. Лучше подниму тост за его удачу.

Редакция «Дня» с радостью присоединяется к этому. За талант, преданность делу и философию «от Лобановского»!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать