Свет и тени экономического роста
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040901/4155-1-2.jpg)
Было время, когда уверения властей об экономическом росте в Украине легко опровергались, скажем, замечанием об одновременном и более стремительном росте инфляции. Сегодня опровергнуть положительные аспекты статистики очень непросто (в июле инфляция в Украине снизилась до 0% по сравнению с 0,7% ежемесячно в апреле—июне, а в целом с начала года она осталась на уровне 4,4%). Однако есть и сведения, которые можно расценить как тревожные. К примеру, в последний день августа Госкомстат сообщил, что средние начисления коммунальных платежей на одного владельца лицевого счета в июле этого года выросли против аналогичного периода в прошлом году на 5,7% и составили 83,65 гривни.
Хорошо это или плохо? Конечно, анализируя это сообщение, можно предположить, что в стране растут жилищно-коммунальные и энергетические тарифы для населения. Это, как говорится, не есть хорошо. Но вглядимся в данные предыдущего месяца. В июне средние начисления поднялись еще выше — на 7,9% и достигли 85,12 грн., или 14,2% среднемесячной заработной платы работника, занятого в экономике страны. В июле же они составляли 13,8% среднемесячной заработной платы. Так что рост тарифов нивелировался ростом доходов людей. Об этом также свидетельствует снижение задолженности по жилищно- коммунальным услугам: в июле она сократилась на 1,6%, чему, вероятно, способствовало и то, что за этот период задолженность населению по выплатам заработной платы, пенсий, стипендий и т.д. уменьшилась на 11,3%. А вот и еще один существенный аргумент: по состоянию на 10 августа населением уплачено за жилищно-коммунальные услуги с учетом погашения задолженности за минувшие периоды почти пять миллиардов гривен, или 100,3% начисленных сумм, что на 12% больше, чем на ту же дату в прошлом году. Похоже, можно констатировать, что семейным бюджетам стало несколько легче...
Не приведет ли рост правительственных расходов на социальные нужды к ускорению инфляции после выборов? Экс-министр финансов, посол Украины в Великобритании Игорь Митюков не видит в этом угрозы. «Правительство тратит больше денег, это правда, но эти деньги направляются на увеличение внутреннего потребления, что в свою очередь создает дополнительные стимулы экономического роста. Получается, что экономический рост обгоняет объемы потенциального спроса. Поэтому я не вижу потенциальной опасности до конца этого года», — уверял И.Митюков журналистов во вторник. По его мнению, увеличившиеся валютные резервы Нацбанка Украины позволяют в случае необходимости произвести стерилизационные мероприятия в необходимых объемах.
Парадоксально, но сегодня главной угрозой для украинской экономики становится определенный избыток денег. Конечно, этому способствовал как никогда успешный процесс приватизации. Но, очевидно, можно говорить и об улучшившемся инвестиционном климате. К примеру, отнюдь не безоглядно щедрый Европейский банк реконструкции и развития (вспомним, что Украина так и не дождалась от него денег на нефтепровод Одесса—Броды и достройку атомных электростанций) обещает в этом году более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом увеличить объем кредитования для Украины. Как считает директор ЕБРР в Украине Камен Захариев, наша страна как заемщик значительно выросла за последние два года. По словам банкира, это подтверждено и рейтингом страны и рейтингом отдельных украинских заемщиков. В частности, ЕБРР предоставил администрации железнодорожного транспорта «Укрзалiзниця» кредит (под гарантию государства) в размере $120 млн.
Украина и дальше планирует прибегать к международным заимствованиям, чему, по-видимому, не мешает не слишком удачный исход переговоров с недавней миссией Международного валютного фонда о кредите «упреждающий stand-by». Международные финансисты как бы еще не очень доверяют способностям украинского центробанка работать не в ситуации кризиса, а в условиях растущей экономики. Но это, как говорится, их проблемы. Украина тем не менее планирует в 2005 году сохранить объемы заимствований на внешних рынках на уровне 2004 года ($1,1 млрд.), но при этом снизить расходы на обслуживание государственного долга. Отечественные финансисты уверены, что низкий уровень инфляции (4,4%) и значительный рост ВВП (за семь месяцев 13,5%) позволяют надеяться на улучшение инвестиционного рейтинга страны и, как следствие, снижение стоимости привлекаемых кредитных ресурсов.
Макроэкономические тенденции в украинской экономике сейчас, похоже, не должны вызывать особых опасений. Команда Виктора Януковича, постепенно добавляющая «очки» своему кандидату, по-видимому, настроена исключительно на победу. (В этом, по данным соцопросов, не сомневаются даже многие из тех, кто собирается голосовать за другого лидера президентской гонки). А если это так, то у нее нет резона закладывать мину в виде последующих инфляционных скачков под будущее правительство.
Впрочем, некая мина там уже (и давно) находится. Это — теневая экономика. К ней в стране сохраняется какое-то неопределенное отношение. На неофициальном уровне, очевидно, признано, что предприятия не в состоянии вынести возложенную на них налоговую нагрузку, составляющую, по некоторым оценкам, от 90 до 120% прибыли. А если так, то им позволяется «минимизировать» налоги путем обналичивания денежных средств и выведения их в теневой оборот. Кое-кто на этом неплохо зарабатывает. Обобщенные факты и объемы у соответствующих органов, не исключено, имеются. Но делиться ими никто, естественно, не станет.
Рассмотрим косвенные факты. Много ли мы слышим о разоблачении конвертационных центров? Примеры можно сосчитать на пальцах одной руки. Много ли осужденных по таким делам? Ответ тот же. Между тем источники «Дня» подтверждают, что в теневом обороте принимает участие подавляющее большинство предприятий, независимо от формы собственности. Для обслуживания этой деятельности в стране должно быть множество конвертационных центров и, по некоторым признакам, их количество не сокращается. Если бы таких центров становилось меньше, то цена на их услуги имела бы тенденцию к росту. Однако этого не происходит. Норма прибыли при незаконных необлагаемых налогом операциях устраивает все стороны. При этом правительство делает вид, что не знает о том, что наилучший метод борьбы с тенью — это снижение налогового пресса. Как только налоги дадут предприятиям возможность заниматься расширенным воспроизводством, конвертационные центры, а также фиктивные фирмы и те, кто в госструктурах занимается за плату возмещением НДС (откат уже доходит до чудовищных 75%), останутся без работы. Кандидат в президенты, который, отбросив условности и сантименты, уже сейчас предпримет какие-то реальные усилия для того, чтобы вывести страну из-под власти двойной бухгалтерии, получит в стране поддержку абсолютного большинства. В том числе и бизнес-среды, которой надоело постоянно чувствовать себя под колпаком правоохранительных органов и зависеть от состояния личных отношений с тем или иным начальником.
Выпуск газеты №:
№155, (2004)Section
Панорама «Дня»