Перейти к основному содержанию

Сюита для актера с оркестром

18 февраля, 00:00
Контрабас — инструмент большой, нескладный, грубый. Играть на нем музыку с душой скрипача — сплошное унижение и мука. Случайный зритель, ставший свидетелем пронзительной исповеди Владимира Пшеничного на малой сцене ТЮЗа на Липках, посочувствует — бедный актер, вот как ему достается в этом театре! И не удивительно — в моноспектакле всегда ставишь знак равенства между актером и создаваемым образом. А зря. Зритель не случайный знает, что В. Пшеничный в оркестре ТЮЗа — среди первых скрипок.

Бывают актеры еще с института «запрограммированные» на звездность. Пшеничный не из таких. Каждая роль для него — ступенька, каждый сезон на сцене ТЮЗа (а их прошло уже 15) — определенное преодоление, новый шаг в понимании профессии.

Он сам называет себя простым рабочим театра, для которого дисциплина и работоспособность — способ подманить долю, которая, как известно, не любит ленивых. Владимир Пшеничный актер, в большей мере сделавший себя сам в благоприятной атмосфере Театра юного зрителя. Здесь существует уникальная система воспитания актера: возможность играть много ролей в детском репертуаре, переходя из спектакля в спектакль, как из класса в класс, постепенно включаясь в репертуар для взрослых. Пластичность, внешняя выразительность, мобильность и острота живых внутренних реакций, яркая гротескность — эти качества творческой индивидуальности Пшеничного сформировались именно в работах для детей.

Но актеру для самореализации необходима серьезная драматургия с глубокими психологически правдивыми образами. «Взрослыми» ролями Владимир Пшеничный также не обделен. Все они разные по характеру, качеству, стадии развития, но наблюдать за каждой из них —захватывающе. Работа над ролью у него не прекращается с окончанием репетиционного периода, поиск, импровизация, эксперимент продолжаются и после премьеры, когда более, когда менее удачно, но никогда не падая ниже определенного профессионального уровня.

Казалось бы, как можно «поместить» в себе Фигаро и Тригорина, («Чайка» Чехова), Бракка и Левборга («Гедда Габлер» Ибсена)? Сказать, что «актер играет себя», на мой взгляд, сомнительный комплимент. Актер вынужден пере воплощаться в персонаж, становиться другим. Романтически-экспрессивный Левборг Владимиру ближе, чем «человек-счетчик» Бракк, но от этого асессор не становится менее убедительным, этим искусителем трудно не соблазниться, в его мещанском цинизме появляется терпкая привлекательность. Человек простой, остроумный и приятный в общении, на сцене Владимир Пшеничный приобретает особый шарм, сквозь каждый его образ просматривается обаяние человеческой личности. В начале профессиональной деятельности у В. Пшеничного были два «барьерных» спектакля, работая над которыми он действительно почувствовал себя актером: «Волшебные черевички» Балабана и «Лис Никита» Фурманчука. Детские спектакли Виктора Гирича стали хорошей школой, «Фигаро» принес известность. Еще один барьер — барьер актерской и личностной зрелости — это созданные в содружестве с режиссером Евгением Курманом моноспектакли «Тамбовская казначейша» по Лермонтову и «Контрабас» по Зюскинду — новый путь, новая степень профессионального развития. «Контрабас» — о людях, которые занимаются не своим — не любимым — делом. Не о себе. «Я счастлив, что я актер. Не знаю, чем бы другим я мог заниматься».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать