Сюита для актера с оркестром
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000218/429-7-1_0.jpg)
Бывают актеры еще с института «запрограммированные» на звездность. Пшеничный не из таких. Каждая роль для него — ступенька, каждый сезон на сцене ТЮЗа (а их прошло уже 15) — определенное преодоление, новый шаг в понимании профессии.
Он сам называет себя простым рабочим театра, для которого дисциплина и работоспособность — способ подманить долю, которая, как известно, не любит ленивых. Владимир Пшеничный актер, в большей мере сделавший себя сам в благоприятной атмосфере Театра юного зрителя. Здесь существует уникальная система воспитания актера: возможность играть много ролей в детском репертуаре, переходя из спектакля в спектакль, как из класса в класс, постепенно включаясь в репертуар для взрослых. Пластичность, внешняя выразительность, мобильность и острота живых внутренних реакций, яркая гротескность — эти качества творческой индивидуальности Пшеничного сформировались именно в работах для детей.
Но актеру для самореализации необходима серьезная драматургия с глубокими психологически правдивыми образами. «Взрослыми» ролями Владимир Пшеничный также не обделен. Все они разные по характеру, качеству, стадии развития, но наблюдать за каждой из них —захватывающе. Работа над ролью у него не прекращается с окончанием репетиционного периода, поиск, импровизация, эксперимент продолжаются и после премьеры, когда более, когда менее удачно, но никогда не падая ниже определенного профессионального уровня.
Казалось бы, как можно «поместить» в себе Фигаро и Тригорина, («Чайка» Чехова), Бракка и Левборга («Гедда Габлер» Ибсена)? Сказать, что «актер играет себя», на мой взгляд, сомнительный комплимент. Актер вынужден пере воплощаться в персонаж, становиться другим. Романтически-экспрессивный Левборг Владимиру ближе, чем «человек-счетчик» Бракк, но от этого асессор не становится менее убедительным, этим искусителем трудно не соблазниться, в его мещанском цинизме появляется терпкая привлекательность. Человек простой, остроумный и приятный в общении, на сцене Владимир Пшеничный приобретает особый шарм, сквозь каждый его образ просматривается обаяние человеческой личности. В начале профессиональной деятельности у В. Пшеничного были два «барьерных» спектакля, работая над которыми он действительно почувствовал себя актером: «Волшебные черевички» Балабана и «Лис Никита» Фурманчука. Детские спектакли Виктора Гирича стали хорошей школой, «Фигаро» принес известность. Еще один барьер — барьер актерской и личностной зрелости — это созданные в содружестве с режиссером Евгением Курманом моноспектакли «Тамбовская казначейша» по Лермонтову и «Контрабас» по Зюскинду — новый путь, новая степень профессионального развития. «Контрабас» — о людях, которые занимаются не своим — не любимым — делом. Не о себе. «Я счастлив, что я актер. Не знаю, чем бы другим я мог заниматься».
Выпуск газеты №:
№29, (2000)Section
Панорама «Дня»