Тарифные войны
Глава этого ведомства Александр Шлапак, сославшись на уже проведенные проверки, даже заявил, что тарифы почти в каждом втором случае завышены, и констатировал, что ситуация в жилищно-коммунальном секторе народного хозяйства Украины продолжает «провоцировать проблемы в топливно-энергетическом комплексе так, что вызывает существенные расходы государственного бюджета».
Впрочем, элементарный «допинг-контроль» несколько снижает первое впечатление от этого намерения. Анализируя выводы тариф-аудита, министр осудил практику перекрестного субсидирования населения за счет предприятий, что, в свою очередь, отражается на их конкурентоспособности. По его мнению, жилищно-коммунальные хозяйства не возмещают свои расходы по предоставлению услуг и продолжают работать, прежде всего, благодаря тому, что не оплачивают свои счета в полном объеме, в частности, за электроэнергию и природный газ, информирует Интерфакс-Украина. А.Шлапак также сообщил, что крупнейшим должником за полученные жилищно- коммунальные услуги остается население, задолженность которого в течение последних лет продолжает увеличиваться и достигает более 85% всей суммы долга.
И тут нельзя не задать некоторые простые вопросы. А кто еще, кроме населения, платит за жилищно-коммунальные услуги? Если это государство, то почему оно до сих пор не подало пример населению и не вышло из малопочетного клуба должников? Представляете, как поспособствовали бы 15% враз погашенных долгов развитию и укреплению этого самого жилищно-коммунального хозяйства? Кроме того, если тарифы, как утверждает министр, завышены, то не следует ли начать их упорядочение не с критики недобросовестного и нечестного населения, а с их понижения?
Увы, об этом речь, скорее всего, не идет. Министр считает, что наращивание долга населения за жилищно-коммунальные услуги отмечается в регионах с наиболее высоким уровнем доходов населения — в Днепропетровской, Донецкой областях, а также в Киеве и в регионах, где зарегистрированы высокие темпы погашения долгов по зарплате. «Это свидетельствует о том, что есть более глубинные причины такой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве», — замечает главный экономист страны. Оказывается, все дело вовсе не в бедности этого самого населения. По А.Шлапаку, причины неплатежей (в целом по жилищно-коммунальному хозяйству они давно уже превысили 8 млрд. грн.) в большом количестве льготников и в ожидаемом всеми пользователями жилищно-коммунальных услуг списании долгов, «а также в отсутствии правовых оснований для побуждения неплательщиков к своевременным расчетам за потребленные услуги». Короче говоря, министр, начав «за здравие», то есть с мысли о несправедливо завышенных тарифах, окончил «за упокой», практически потребовав «дубинку» для наказания неплательщиков, которыми, как ни крути, являются беднейшие слои населения. Не отрицая полностью его экономических выкладок, особенно связанных с диспропорциями между стоимостью тарифов для населения и промышленности, все же заметим, что начинать преобразования следовало бы именно с наведения порядка в тарифном хозяйстве.
Когда готовился этот материал, в «День» позвонил читатель- киевлянин, живущий в одном из кооперативных домов на Оболони (ул. Приозерная). По его словам, 40% жильцов тут имеют долги свыше тысячи гривен, а еще 36% — до тысячи. Но тем не менее кооператив, установив домовые счетчики, в должниках не ходит, поскольку средств, получаемых от своих добросовестных членов, ему хватает для того, чтобы расплатиться за коммунальные услуги. Оказывается, прав Шлапак именно тогда, когда говорит о завышенных тарифах и призывает местные органы исполнительной власти (Госкомжилкоммунхоз Украины и, по- видимому, также и правительство, вообще выступает за передачу исполнительной власти функций установления тарифов) в преддверие отопительного сезона вернуться к вопросу формирования тарифов. Хочется верить, что призыв министра будет в первую очередь услышан в столице, градоначальство которой выступило в качестве «пионера» тарифного наступления на население еще с 1 июля, чем вызвало немалые протесты против подписанного городским головой Александром Омельченко постановления о повышении тарифов на теплоэнергию для всех потребителей, а также тарифов на отопление, холодное и горячее водоснабжение для населения.
Как решится тарифный спор между центральными и региональными властями, сегодня предсказать не просто. Ведь в свое время тарифный вопрос был спущен вниз именно для того, чтобы преодолеть сопротивление парламента повышению жилищных тарифов. При этом не лишним будет также напомнить, что Верховная Рада не может принять Жилищный кодекс уже в течение 7 лет, и на сегодня действует Жилищный кодекс УССР 1984 года, нормы которого явно устарели. Но и разрабатываемому Госкомжилкоммунхозом новому Жилищному кодексу мало кто предсказывает, как говорят моряки, семь футов под килем. Ведь этот документ предусматривает не только введение социального жилья для незащищенных слоев населения, но и ряд санкций к ним же за неуплату жилищно-коммунальных услуг, и, в частности, выселение в судебном порядке с предоставлением жилья по нормативам общежитий. Как считает председатель Госкомитета по строительству и архитектуре, экс- депутат Верховной Рады Валерий Череп, «Жилищный кодекс давно нужно было принять, и этого не было сделано только по политическим мотивам». Сейчас ситуация меняется — не спроста появился тезис о завышенных тарифах. Но, как видим, любое благое начинание у нас может быть осуществлено с точностью до наоборот.
КCТАТИ
Заместитель начальника Управления жилищно-коммунальной и строительной политики Минэкономики и евроинтеграции Людмила Бондаренко сообщила «Дню», что в соответствии с данными мониторинга жилищно-коммунальных тарифов за первое полугодие в преобладающем большинстве регионов тарифы для населения не покрывают стоимости услуг. Наихудшая ситуация в Крыму, где тарифы покрываются лишь на 30—60%, а также в Севастополе и Николаеве. Сохраняется практика дискриминационных тарифов для промышленности. По мнению Бондаренко, работа по повышению окупаемости жилищно-коммунальных услуг должна в первую очередь проводиться в направлении снижения себестоимости, расходов и потерь, внедрения полного учета использованных ресурсов.
Выпуск газеты №:
№155, (2002)Section
Панорама «Дня»