«Те, кто кричит, что газовая сфера должна быть государственной, защищают систему разворовывания государства»
В том беспорядке, который до сих пор существует в нашей бюджетной системе, легко «ловить рыбку», считает Борис СОБОЛЕВ![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001104/4202-1-2_0.jpg)
«ЛАЗАРЕНКИ» РОСЛИ И РАСТУТ НА ГАЗОВЫХ ДЕЛАХ
— Вы давно наблюдаете за украино-российскими отношениями. Как бы вы охарактеризовали эволюцию этих отношений? Существует стереотип, что с нашей стороны происходит осознание своего интереса, а со стороны России — осознание того, что Украина — независимое государство. Затем идет этап так называемой «безгалстучной» дипломатии, и сейчас — этап дипломатии «жесткогалстучной». Что вы думаете по этому поводу?
— Российско-украинские отношения даже в психологическом плане характеризовались «сложноподчиненным» отношением Киева к Москве. Я слышал, как премьер Черномырдин на «ты» очень грубо указывал премьеру Масолу. И тот особенно не возражал, хотя был намного старше и был прав.
Сегодняшний этап — это возможно, вынужденная попытка со стороны России признать, что Украина уже состоялась одновременно с попыткой покрепче затянуть на ее шее экономическую петлю капитала. Не секрет, что российский капитал в Украине уже намного опередил инвестиции из других стран.
Хотелось бы пожелать Президенту и другим руководителям ощутить в конце концов, что мы равноправны. И возможно, даже заговорить на родном языке, который для россиян не так уже и непонятен. Так как обычно во время двусторонних переговоров с Россией даже вопроса не возникает, на каком языке вести переговоры.
Украина состоялась, так как у нас начался прирост ВВП. Что бы там кто ни говорил о том, что он растет не так и не в том месте, но он растет, этого никто не может отрицать. Это то же самое, как если б человек после комы вдруг начал набирать вес.
— Борис Владимирович, но эксперты утверждают, что прирост ВВП создан благодаря тому, что Украина несанкционированно брала российский газ.
— Она его брала с 1992 года, и даже раньше. Просто об этом никто никогда не говорил, так как умели делиться с тем, кто разрешал это делать. Но прироста не было. Сейчас же она берет намного меньше. Я не думаю, что газ — это решающий фактор. Многие отрасли, не зависящие от газа, начали давать прирост. Посмотрите на положительное сальдо внешней торговли, на прирост депозитов вкладчиков. Это для меня, финансиста, как бальзам на душу, так как банковская система получает ресурс.
— Что означает то, что новые газовые долги будут переведены в государственный долг, а не в долги предприятий, как это было раньше?
— Если долг «висит», не урегулированный никакими договорами, это очень плохо, так как это постоянное давление и постоянная неуверенность и кредитора, и должника.
Сейчас никто ничего не делает, чтобы уменьшить удельный вес энергоносителей в стоимости ВВП. Больше того, если брать падение ВВП с 1992 до 1999 года на 55% (это официальная статистика), то состоялся прирост потребления газа. Так как у нас раньше было официально 90 млрд. кубометров потребления газа, сейчас — 87, но из них почти 3/4 — это импортный газ, за который надо платить как минимум $50 за тысячу кубометров. А $50 на сегодняшний день создают у больших металлургических предприятий около 50% себестоимости продукции. Отсюда — падение реальной заработной платы и уровня жизни.
Я за то, чтобы урегулировать долги, за то, чтобы за них платили те, кто потребляет газ. Первый долг, который мы переоформили на государство — $1 млрд. 400 млн. В 1994 — начале 1995 года, вместе с переоформлением этого долга, мы предложили вице- премьеру Пинзенику документ, который он отклонил. Он назывался «О возвращении средств за потребленный газ в национальной валюте». Механизм был очень простой — через переводные векселя, которые через Министерство финансов выставлялись на бюджетных распорядителей средств, а они — уже на конкретных потребителей. Таким образом мы могли обнаружить, сколько реально потребляла та бюджетная сфера, которая имеет право на льготы, сколько потребляют конкретные юридические лица, которые не имеют права на льготы, сколько — население и т.д. Этот механизм было предложен для того, чтобы эти $1 млрд. 400 млн. (а эта сумма каждый год — та же) были возмещены теми, кто потребил газ. Нужно обязательно ввести этот механизм, чтобы четко понять, сколько не доплатили бюджетники. Так как если они не доплатили, значит и в бюджетах не заложены средства на возмещение этих убытков. И раньше в местных бюджетах урезались цифры дотаций на газ, энергоносители, коммунальные услуги. Этот дефицит закладывается, начиная с местных бюджетов и доходов и до консолидированного бюджета .
Окончание на стр. ГОСТЬ "Дня"
Выпуск газеты №:
№202, (2000)Section
Панорама «Дня»