Театр одного суфлера
Политическая жизнь общества с развивающейся демократией не испытывает недостатка в театрализованных представлениях, реальных и виртуальных. В зависимости от поставленной цели авторы «театральных проектов» загружают сюжетную драматургию необходимым количеством грязных поворотов и разнообразят жанры: драмы, комедии, серии ужасов.
Когда в роли режиссера-постановщика политического фарса выступает олигарх с проблемами, подобное зрелище обречено на провал потому, что в такой высокой концентрации нагнетания низменных страстей оно приедается даже самым высокооплачиваемым актерам, не говоря уже о зрителях. И вот, когда актерский ресурс уже исчерпан, зал опустел, режиссер ставит пьесу для одного зрителя. Поскольку спектакль призван оказать нужное олигарху воздействие на первое лицо в государстве, не подсказывать же Президенту страны, как ему поступать, — шипением из подпольной будки? Суфлера — на сцену!
Привыкший к своему нехитрому ремеслу, он пытается выполнить сверхзадачу, поставленную режиссером, — воплотить в себе две несопоставимые ипостаси: подсказчика по шпаргалке и мастера изящной словесности. Суфлер мечется по сцене с выпученными, как у рыбы, глазами, неуклюже жестикулирует руками и широко открывает рот, издавая нечленораздельные звуки. Чтобы быть еще более убедительным, он пытается одновременно играть разные роли. В результате вместо тонкой игры на струнах души главы державы получается сплошное кривляние и игра на собственных нервах. Театр одного суфлера превращается в театр абсурда, а пьеса под названием «Лесники в штатском» с треском проваливается.
Именно такое впечатление произвела на меня статья с одноименным названием («Киевский телеграф», 21.01—27.01.2002). В ней СНБОУ назван «параллельным Кабинетом Министров», который якобы пытается вмешиваться в вопросы социально-економической и информационной жизни страны и вообще является «не совсем понятной инстанцией». Интересно, что пока папа олигарха (Л.Деркач) принимал участие в заседаниях «инстанции» в качестве представителя СБУ, то деятельность СНБОУ была вполне доступна пониманию. А теперь, когда специалисты СНБОУ активно выявляют «теневые схемы» в экономике, возникшие у семейного бизнеса-тандема Деркачей проблемы олицетворяются с социально-экономической жизнью страны, в которую нельзя вмешиваться. Стремление шефа (А.Деркача) укрыться от контролирующего органа исполнительной власти вызывает у его подшефных синдром полного ничего непонимания. Пространная статья с прологом и эпилогом завершается рекомендациями о том, как нам реорганизовать СНБОУ. После того, как кампания против Евгения Марчука не принесла А.Деркачу желаемого результата, а именно: смещения неугодного ему политика с поста секретаря СНБОУ, автор «Телеграфа» начал мечтать о реформе «не совсем понятной инстанции» в «совсем понятную», которая бы не мешала Деркачам и оставалась фактически без секретаря. С этой целью обнаружены новые угрозы для национальной безопасности страны: существование «резонансного портфеля», «превращение персоны секретаря Совбеза в самостоятельную политическую фигуру» и «попытки Совбеза воздействовать на информационную жизнь страны». Все эти «ужасы», по замыслам авторов, должны были напугать Президента страны и повлиять на принимаемые им решения.
Кстати, в то время, как А.Деркач (сын) и Л.Деркач (папа) ринулись за депутатской неприкосновенностью по списку и одномандатно, Евгений Марчук сказал: «Мой округ — Украина», и спокойно продолжает работу.
Президент Украины Леонид Кучма, возможно, и не видел спектакль театра одного суфлера. А если и видел, то вопреки ожиданиям режиссера не испугался «воздействия Совбеза на информационную жизнь страны» и назначил Евгения Марчука председателем Межведомственной комиссии по вопросам информационной политики и информационной безопасности при СНБОУ.
Выпуск газеты №:
№21, (2002)Section
Панорама «Дня»