TOP-net. Грузия: предварительные итоги
Нет танков на грузинских улицах. Есть молодой актив оппозиции, на бешеной скорости разъезжающий по Тбилиси. Есть флаги, вино, фейерверки и ликование. «Грузинская мечта» сбывается. Мало кто здесь мог представить, что однажды Саакашвили скажет: «Да, ребята, я теперь лидер оппозиции». А он сказал! И признал свое поражение. Этот человек, привыкший к власти, привыкший к народной любви и всеобщему поклонению, заявляет об уважении к воле избирателей.
Циники, скептики, оппозиционеры, лоялисты и реакционеры назвали шаг президента гениальным. Сам он еще год будет руководить страной, а за год многое может измениться...
Пару лет назад я писала интервью с Саакашвили. «Если бы я был в оппозиции сегодня, то я бы нашел способ победить власть», — сказал он. Тогда президент жаловался на слабость своих оппонентов. Теперь действующий глава государства — с его харизмой и ораторскими способностями — превратит грузинскую политику в фейерверк, не менее красочный, чем мы видела вчера, когда Иванишвили праздновал победу.
Не случилось ни гражданской войны, ни мордобоя, ни массовых фальсификаций. Международные наблюдатели — в том числе ОБСЕ — заявляют о «свободном выборе» и «важном шаге для развития демократических традиций».
В Грузии состоялись выборы. По крайней мере, половина населения проголосовала за перемены и получила то, чего хотела.
Тбилиси в ожидании шумных битв в парламенте, новых назначений, новых лиц и настоящей политической борьбы.
Многие из тех, что голосовали за Иванишвили, не знали абсолютно ничего о его программе, внешнеполитических и внутриполитических приоритетах, не знали, кто он и чего он хочет. Голосовали за его деньги, его успешность и благополучие, за то, что он финансировал строительство храмов и исправно выплачивал пенсии актерам. Грузинское общество пока еще слишком эмоционально, чтобы размышлять.
Но какое общество — такая власть.
Это и есть демократия в действии.
Перед выборами Грузию посетили генсек НАТО, госсекретарь США, верховный комиссар ЕС и еще много значительных фигур. Все они предупреждали Михаила Саакашвили: предстоящее голосование — тест на демократию. Перед Тбилиси поставили условие: не будет свободы выбора — не будет евроатлантической интеграции. Значит, теперь надо ожидать сближения с Западом — именно этого сближения последние 9 лет добивается Саакашвили. Замечу, что Иванишвили мешать вступлению в НАТО не планирует.
Я не поддерживаю «Грузинскую мечту». Я не голосовала за Бидзину Иванишвили. Но сегодня я не боюсь за свою страну.
echo.msk.ru, 2 октября 2012 г.
Выпуск газеты №:
№178, (2012)Section
Панорама «Дня»