Трагедия и триумф столицы
60 лет назад Киев был освобожден от нацистов
Еще в конце августа советские войска после освобождения Левобережной Украины на 750- километровом фронте вышли к Днепру. Однако еще более двух месяцев на берегах реки продолжались кровопролитные бои. Под огнем артиллерии и ударами авиации противника Красная Армия пыталась закрепиться на правом берегу, создавая десятки плацдармов. Битва за Днепр, кроме образцов небывалого героизма, показала и грубые просчеты командования, которое хотело любой ценой (417 тысяч — официальное количество погибших в Киевской операции) завладеть столицей Украины: немцев буквально забрасывали телами бойцов, которые захлебывались в холодной воде и отчаянно сражались за малейший клочок земли. Созданные плацдармы оказались неэффективными, особенно Букринский, к югу от Киева, где полегло много десятков тысяч воинов.
24 октября Ставка Верховного Главнокомандования утвердила директиву, по которой 3-я гвардейская танковая армия Павла Рыбалко была передислоцирована в район Лютежа. Именно танковым дивизиям нашего земляка 5 ноября 1943 года удалось окончательно сломать сопротивление нацистов и выйти на северную окраину Святошина: Житомирская трасса и направление на Васильков оказались под контролем советских войск. Немецкие части утром 6 ноября в панике оставили город.
Представление о том, в каком же состоянии находился город, дают дневниковые записи великого украинца Александра Довженко, который был в первых рядах освободителей Киева (строки датированы 6 ноября 1943 года): «Чем больше смотрю я на Киев, тем больше вижу, какую страшную трагедию пережил он. Населения в Киеве практически нет. Есть небольшая кучка нищих и бедных людей. Нет детей, нет девушек, нет юношества. Только бабы и калеки. Картина потрясающая. Такого наш мир в течение нескольких веков, многих веков не знает. Ведь Киев был миллионным городом. Сейчас на руинах — тысяч пятьдесят».
В словах Довженко страшная правда. И именно эта правда требует признать: как остро бы мы не осуждали сталинскую тоталитарную систему невозможно не видеть и другого — если бы Киев не был освобожден в ноябре 1943-го, города практически не существовало бы. Были бы одни пожарища, руины и десяток-другой тысяч несчастных людей. Лишь освобождение Киева позволило не только спасти столицу Украины, но и немедленно приступить к ее восстановлению. Главное здесь то, что людям вернули надежду: Киеву быть навсегда.
Сухой перечень цифр поражает: за годы оккупации были разрушены и сожжены 940 лучших домов только в центре города (Крещатик был взорван советскими минерами еще 24 сентября — через пять дней после того, как город заняли нацисты), в конце ноября 1943 года население Киева составляло около 180 тысяч (в 1939 г. — 940 тысяч, то есть менее 1/5 довоенного количества).
Не впервые за свою более чем тысячелетнюю историю Киев возрождался из руин после нашествия дикарских орд: 1240 г. — войска Батыя, ХХ век — орды нацистов. Но жизнь взяла вверх, творческая воля к свершениям на нашей земле всегда побеждала и будет побеждать. 60-я годовщина освобождения напоминает нам, что в прошлом столетии эта победа жизни требовала немыслимых трагических потерь и сверхчеловеческих усилий.
Выпуск газеты №:
№200, (2003)Section
Панорама «Дня»