Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Трудности перевода

О природе конфликта на финно-венгерском конгрессе
01 июля, 20:34

Декады литературы и искусства во Дворце съездов из моды вышли вместе с почившим в бозе СССР и его становым хребтом — КПСС. Но страсть к подобным мероприятиям — демонстрации счастливой жизни народов в многонациональной России — осталась. Не стал исключением и V Всемирный конгресс финно-угорских народов в Ханты-Мансийске. Он прошел сразу после саммита Россия — Европейский Союз.

Значимость мероприятию придавало участие в нем президента Дмитрия Медведева. Как и положено, на центральной площади пели и плясали народные ансамбли, народные умельцы ткали, плели и резали по дереву, а вокруг в чумах продавались сувениры с национальным колоритом. Президенты России, Финляндии, Венгрии и Эстонии Дмитрий Медведев, Тарья Халонен, Ласло Шойом и Тоомас Хендрик Ильвес с интересом рассматривали северные сувениры, общались с людьми и даже заглянули в один из чумов. Конгресс, который предполагался как этнографический и лингвистический, быстро перешел в политическое мероприятие. Достаточно было Дмитрию Медведеву просто пообщаться со своим венгерским коллегой Ласло Шойомом. Венгрия — член НАТО, через ее территорию проходят и планируются новые газотранспортные магистрали, и ссориться с нею у России резонов нет. С президентом Финляндии Тарье Халонен пришлось обсуждать произвольное повышение Россией экспортных пошлин на необработанную древесину. Сложнее всего было с эстонским президентом. Тоомас Хендрик Ильвес призвал не допускать жестких заявлений в адрес друг друга. Российский президент на это ответил, что сам он никогда не прибегал к жесткой риторике, зато неоднократно слышал нападки на Россию г-на Ильвеса.

Холод во взаимных отношениях получил продолжение в выступлении Дмитрия Медведева в концертном центре «Югра-классик». Глава России порадовался созданию «благоприятной базы для добрососедства и общения наших народов». Однако тут же подчеркнул, что «это тем более важно с учетом имеющих место политических спекуляций на эту тему». «Как правило, этим занимаются люди с самым поверхностным представлением о жизни финно-угров в нашей стране, — отметил российский лидер. — И при этом скрываются реальные факты ускоренной ассимиляции в некоторых европейских странах». Намек на страны Балтии и, в первую очередь, Эстонию не мог остаться незамеченным, и президент последней не мог остаться в долгу.

Пример дискриминационного обращения с представителем малого народа Ильвес обнаружил, едва взойдя на трибуну. На конгрессе не было переводчика с эстонского языка на русский, поэтому ему пришлось выступать на английском. Кстати, несколько позже эстонскому президенту поставил это в вину глава комитета Государственной думы по международным делам Константин Косачев; «Мне крайне странно, что на Конгрессе финно-угорских народов президент Эстонии не находит для себя возможности выступать на родном языке. Мне кажется, что это просто неуважение к собственному народу». Господину Косачеву следовало бы знать, что если бы Ильвес выступал по-эстонски, то, кроме финнов, его никто не понял. Языки финно- угорских народов разошлись настолько сильно, что марийцы не понимают венгров, а те — эстонцев и финнов. Лучше бы позаботились о переводчике. Впрочем, не исключено, что его отсутствие — тоже политический знак. Участники говорили на разных языках и не только в лингвистическом смысле.

Речь эстонского президента была достаточно острой, особенно если учесть, что прозвучала она в присутствии Медведева. Как подчеркнул Ильвес, сохранение национальной самобытности эстонского народа стало возможным после отделения от Советского Союза. «Мы сделали выбор в пользу свободы и демократии. Многим финно-угорским народам еще предстоит сделать такой выбор», — заявил президент Эстонии. Страсти накалились до предела, когда выступал Косачев. Парламентарий прозрачно намекнул на нерешенность «русского вопроса» в Эстонии. «У России, в отличие от новых государств на бывших территориях нашей страны, нет необходимости в специальной политике по отношению к различным этносам. У нас нет проблемы с уживчивостью и добрососедством людей самых разных национальностей». На этой фразе вся эстонская делегация во главе с улыбающимся президентом покинула зал.

Непосредственного влияния на российско-эстонские отношения скандал в Ханты-Мансийске иметь не будет. Ниже нулевой отметки опуститься уже трудно. Произошедшее обнажило тщательно маскируемую проблему малых народов в России. Национальные образования выражают все большее недовольство своим положением и централистской политикой Москвы. Недавнее требование президента Татарии Мейтимера Шаймиева (к нему присоединился и его коллега из Башкирии) увеличить права регионов, прекратить практику назначения их руководителей из центра вызвало крайне негативную реакцию в Первопрестольной. Если еще и финно-угорские народы станут требовать такого же, то самодержавной Москве придется плохо. Отсюда такая нервная реакция Косачева, который действовал по прямому поручению Кремля. Решать проблему по-демократически российская власть не собирается. Поэтому лучшая оборона — это наступление, желательно на толерантного противника. Эстония подходит для этого лучше всего.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать