Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Учиться говорить и слушать

Эксперты отмечают падение интереса к школе
30 августа, 00:00
Вчера корреспонденты «Дня» побывали в гостях в Хотяновской общеобразовательной школе I и II ступени. Новенькие учебники, только что полученные библиотекой школы, свежевыкрашенные парты и стены, колышущиеся на ветру цветы на уютных клумбах и радостные глаза детей... Несмотря на то, что эта школа очень маленькая (в первый класс идут только два ребенка, а в выпускной девятый — аж целых тринадцать человек), в ней готовятся к Первому сентября, как к большому событию. Практически все жители села были в свое время тут учениками. Помещения школы располагаются в четырех зданиях, из которых три — это... дома раскулаченных в годы советской власти крестьян, а четвертое построено в послевоенные годы. Классы украшены вышитыми рушниками, завезены красивые новые двери, блестит новой черепицей крыша. Вчера третьеклассница Анечка Ступак и будущие выпускницы Галя Сташук (на фото) и Света Вдовиченко заканчивали подготовку к занятиям классов школы. Только что закончилась репетиция праздника Первого звонка, и девочкам еще предстоит обсудить, как лучше украсить школьный двор. Возможно, совсем уже скоро эта школа станет музеем, так как Министерством образования задумано создавать школьные округа с одной хорошо оснащенной школой на несколько сел. Проблему же доставки детей должна решить программа «Школьный автобус»

Заканчиваются последние приготовления к началу нового учебного года. В столице впервые порог школы переступят четыреста тысяч первоклассников. А в целом по стране за парты сядут более шести миллионов школьников. Будут ли они учиться с охотой? Ответить положительно на этот вопрос трудно — последние исследования свидетельствуют о значительном падении у школьников интереса к занятиям. Если десять лет назад процесс обучения был очень притягательным для каждого пятого ребенка, то сегодня таких детей стало в три раза меньше. В значительной мере утратила интерес к занятиям половина учеников.

Что касается взрослых, то некоторыми исследованиями установлено: родители хотят, чтобы школа дала их детям хорошее образование, достаточное для поступления в вуз, учителя главную задачу видят в подготовке ребенка к жизни. А вот сами дети считают, что школа им нужна для того, чтобы изучать те предметы, которые нравятся, и общаться! По мнению заведующей научно-методическим Центром экспериментальной педагогики ГУО Людмилы Ващенко, развитию интереса ребенка к учебе мешает то, что дети в школе мало говорят, — традиционная система обучения угнетает естественную потребность ребенка быть выслушанным. Наши дети говорят на уроках буквально по несколько секунд в день! В школах Америки — приблизительно по семь минут. Наукой установлено, сказала «Дню» Людмила Ващенко, что любые знания усваиваются гораздо лучше, когда они проговариваются: из прослушанной информации запоминается только около десяти процентов, из прочитанной — немногим больше. А вот если ребенок отыскивает нужную информацию сам и потом обсуждает ее со сверстниками, — результаты ошеломляющие. Организация обучения посредством знакомства детей с различными источниками информации и общения непосредственно с одноклассниками коренным образом изменяет роль учителя. Готова ли наша школа к таким кардинальным переменам, если дети в классах, как правило, попрежнему сидят в затылок друг другу, что исключает саму возможность общаться?

Сегодня педагогическая наука настроена на поиск альтернативных классно-урочной системе форм обучения, а также способов развития и ориентации личности ребенка. Научный сотрудник лаборатории инноваций Института педагогики АПН Украины Галина Волченкова, занимающаяся такими разработками, объясняет суть данной методики теорией множественного интеллекта. У каждого человека свой уровень развития различных видов интеллекта — языкового, логико-математического, пространственного, кинестатического, музыкального, межличностного... Поэтому и учить даже одному и тому же детей нужно по-разному.

Есть еще один существенный момент, мешающий детям учиться с удовольствием. Он связан со стереотипом восприятия школы как места, где получают определенную сумму знаний. Однако ученые прогнозируют появление в ХХI веке около 75 совершенно новых специальностей, для овладения которыми потребуются, естественно, новые умения и навыки. У нас же почему-то принято считать лучшей ту школу, где дают побольше крепких знаний, а не ту, где берегут здоровье ребенка и учат его учиться. (Кстати, этим пользуются некоторые учебные заведения для привлечения в свои стены детей состоятельных родителей, соблазняя их огромным перечнем дополнительных платных услуг.)

Нынешний учебный год начнется уроком «Знание — это сокровище, а умение учиться — ключ к нему». Разработана масса сценариев проведения этого урока как праздничного шоу — с песнями, стихотворениями, высказываниями великих людей. Даст ли такой праздник толчок к переориентации сознания учителей, детей и родителей на иные ценности, присущие эпохе информационных технологий, сказать трудно. Но, по крайней мере, есть надежда, что это заставит всех участников процесса задуматься над шкалой собственных приоритетов в области образования.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать