Перейти к основному содержанию

Учиться — «на пальцах»?

Минобразования не успевает напечатать учебники, ждать нужно вплоть до ноября
10 августа, 19:08
ФОТО ЛЕНЬЯРЫ АБИБУЛАЕВОЙ

К началу учебного года Министерство образования и науки оказалось неготовым. В связи с переходом на 11-летнюю систему образования ведомство не успевает напечатать новые учебники для учебных заведений. И это и не удивительно, ведь о возвращении к 11-летке было объявлено в июле, до учебного года оставалось менее двух месяцев, и за это короткое время нужно было подготовить и новые учебные программы, и разработать на их основе учебники, и вовремя выделить деньги из государственного бюджета. А как объяснил министр образования и науки Дмитрий Табачник, средства были перечислены лишь в начале августа (из нужных 200 миллионов гривен теперь выделили 120), поэтому напечатать учебники до 1 сентября не хватит времени.

Отсутствие учебников в начале учебного года — для украинских школ давно не новость. С постоянными задержками учебные заведения работали в течение всех лет введения 12-летки. Но если раньше учебники появлялись в течение месяца, то в этом году Министерство образования и науки обеспечит ими школы только в ноябре. Поэтому почти три месяца придется ждать учителям и ученикам новые «читанки», «математики» и «истории».

А всего этого можно было бы избежать, если бы образование развивалось стабильно, придерживаясь единой стратегии, независимо от того, кто при власти. А пока образование будет факелом, который передается из рук в руки от одних политических сил к другим, будет продолжаться такой хаос. И хуже всего, что страдают от всяческих образовательных экспериментов не те, кто их вводит, а дети.

В этом году от очередной образовательной новации будут страдать ученики первого, второго и десятого классов. После возвращения к 11-летнему циклу учебы именно эти категории школьников остались без книг. Как обещают в Минобразования, все учебники будут выдаваться бесплатно. Но как показывает опыт, часто их просто не хватает на всех учеников, и поэтому родителям придется покупать учебники за собственные средства. Также в МОН заверяют, что первые главы будут опубликованы в профильных образовательных изданиях и на сайте министерства — чтобы не прерывать учебный процесс и облегчить работу учителей. Но имеют ли все школы доступ к интернету, особенно в сельской местности?

По мнению специалистов, дефицита учебников в начале учебного года можно было бы избежать, если бы переход на 11-летку отложили хотя бы на год. Ведь разработать новые учебные программы и напечатать на их основе учебники за полтора месяца просто нереально. Зато те новые пособия, которые готовились для 12-летнего цикла учебы, теперь не нужны, ведь они не отвечают новой программе, пользоваться ими нельзя, и теперь их просто пустят под нож. А это выброшенные на ветер десятки миллионов гривен.

Поэтому пока в Минобразования будут печатать новые учебники, весь груз, на основе чего учить детей в первые месяцы учебы, ляжет полностью на плечи учителей. Какие могут быть последствия такой неготовности власти к учебному году, как это отразится на учебе детей, «День» спросил своих экспертов.

КОММЕНТАРИИ

Лилия ГРИНЕВИЧ, координатор направления «Общество знаний» в Правительстве перемен:

— Для детей и учителей это значит, что они проведут три месяца без учебников. Это очень серьезное осложнение для процесса учебы, потому что у нас нет в школах интернета по всей Украине, чтобы можно было им пользоваться как источником информации. Без сомнения, что учебник, учебная книга — это основной ресурс для школы, другими они не обеспечены. Во время перехода на 12-летнюю школу постоянно учебники печатались с задержкой. Это вызывало всегда недовольство людей, потому что детям было сложно учиться, а учителям — работать. Теперь Министерство образования вместо того, чтобы исправить ситуацию, сделало разворот назад в системе образования, вернув 11-летнюю школу, а с другой стороны — ничего в их деятельности так и не изменилось — учебники опять с опозданием. Это еще раз показывает, что образование не является приоритетом для власти. Но какая бы власть не была, учителя будут работать, а дети учиться. Конечно, отсутствие учебников будет им мешать, но они будут искать выход из ситуации, будут вытягивать старые учебники из библиотек, стараться ими пользоваться. Кто будет иметь доступ к интернету, будет искать информацию там. Но очевидно, что все это влияет на учебный процесс и вынуждает педагогов в очередной раз убеждаться, что они имеют дело с непрофессионализмом и равнодушием власти.

Константин КОРСАК, доктор философских наук, директор Киевского института образовательных проблем:

— Если ребенок учится отлично, то независимо от того, есть учитель или нет, хороший учебник или плохой, главное, чтобы он имел пищу для рассуждений. А в современном обществе условия такие, что ее можно найти. Просто ребенок так устроен, что он впитывает информацию, разыскивает ее. Часть детей рождается с таким мышлением, что они интересуются не «что, где, когда», а «почему» что-то происходит. Таких у нас около 80%. Дело даже не в том, что нет учебников, а дело в том, что дети их ненавидят. Мы когда-то проводили анкетирование учеников, хранят ли они дома учебники. Этого не делает никто. Потому что в них нет интересных данных, информации на каждый день с жизненными примерами. Чтобы ребенок поставил на полку, например, учебник по физике, и время от времени в него заглядывал, в нем нужно писать о физических рекордах природы, зачем нужно знать физику на каждый день, что это дает, когда ты за рулем, на велосипеде или просто идешь по- скользкому, такой информации море, но для того, чтобы такие учебники появлялись, нужно отходить от классических методик.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать