Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Угольщики требуют денег

«Сезон охоты» за шахтерскими голосами открыт
27 октября, 00:00

Вчера в Донецке состоялось заседание президиума ЦК профсоюза работников угольной промышленности, на котором обсуждались дальнейшие действия профсоюза после проведенной на этой неделе акции протеста. Как сказал «Дню» заместитель председателя профсоюза Валерий Мамченко, в ее ходе на электростанции страны недопоставлено более 140 тысяч тонн энергетического угля, а также 40 тысяч тонн коксующихся углей. По данным профсоюза, в акции принимали участие 148 предприятий угольной промышленности (всего в Украине около 180 шахт) всех угледобывающих регионов страны.

Всплеск забастовочного движения, конечно, далеко не случайно совпал и с активизацией бюджетного процесса, и с надвигающимися холодами, способными сделать правительство более сговорчивым. Нетрудно предположить, что у игроков угольного поля есть и немало «болельщиков» в политических структурах, желающих оприходовать шахтерские голоса, и кое-какие финансовые возможности, которые позволяют профсоюзным активистам при необходимости, как говорится, «разогреть и завести» горняков и подключить к забастовке даже вполне благополучные шахты.

И все же основная масса бастующих, похоже, имеет основания для недовольства и готова к упорной борьбе. Горняки требуют, в частности, выплатить текущую зарплату, погасить задолженности в соответствии с указом Президента (на 1 октября сумма долга по всем выплатам составила 1,6 млрд. грн.) и полного расчета за уголь, отгружаемый на электростанции. Профсоюз добивается от Кабмина и Минтопэнерго дополнительного финансирования из централизованных источников, а также средств на господдержку капитального строительства в угольной отрасли и охрану труда шахтеров. Акцию протеста намечено проводить в пять этапов. Если через две недели после первых двух дней акции требования горняков не будут выполнены, то новая забастовка будет проводиться уже в течение четырех суток. Еще через две недели (в случае невыполнения их требований) шахтеры готовы начать бессрочную неотгрузку угля на пять электростанций Украины, а также пикетировать органы власти в Киеве. Если требования не будут удовлетворены до 3 декабря, то на 17 декабря запланирована полная остановка работы шахт страны. По словам В.Мамченко, первый этап забастовки, хотя были и недостатки, прошел по плану и превзошел все предыдущие акции протеста по суточному объему неотправленного потребителям угля. До сих пор «голодная забастовочная пайка» для электростанций не опускалась, как сказал «Дню» В.Мамченко, ниже 30 тысяч тонн, то есть меньше трети плановой суточной добычи.

Тем временем в Минтопэнерго пытаются представить дело так, что ничего экстраординарного не происходит. Министр Станислав Сташевский считает, что шахтерская забастовка не создаст трудностей в подготовке ТЭКа к зиме. По его словам, в нынешнем году уровень расчетов за отгруженный шахтерами уголь составляет около 79%, в то время как в прошлом году — 20%, более того, в последние месяцы этот показатель увеличился до 97%. «То, что должно делать Минтопэнерго, мы делаем», — заявил он. Однако эксперты «Дня» утверждают, что дело обстоит не так уж гладко. С.Сташевский, по их словам, действительно прилагает все усилия к тому, чтобы не допустить всеобщей забастовки шахтеров. В министерстве налажен четкий контроль за выплатами зарплаты на каждой шахте. Персональная ответственность за это возложена на директорский корпус. Тех, кто не справляется, сразу же вызывают на жесткий министерский ковер, и все знают, что церемониться министр не станет. Поэтому директора приезжают в Киев не раньше, чем рассчитаются с шахтерами. Вопрос лишь в том, откуда «дровишки»? Не без подсказки министерства, руководители шахт попросту вынуждены брать кредиты, отдавать которые, включая и проценты, естественно, нечем. В результате против некоторых шахт уже начаты дела о банкротстве, другие уже «посажены» на санацию и фактически (вопреки законодательству) сменили хозяев.

В результате С.Сташевский восстановил против себя многих «подземных генералов», опирающихся на политическую поддержку мощных финансово-промышленных групп Донбасса. Напомним, что именно они контролируют добычу коксующихся углей, с которых в последнее время была снята господдержка. Не в этом ли следует искать подлинные корни осеннего шахтерского наступления? Не исключено, что масштаб забастовки, наряду с этим, во многом предопределен еще и позицией облгосадминистрации, чье влияние в регионе трудно переоценить, но которого пока не ощущается в решении острого трудового конфликта. Она более увлечена конфликтом, нарастающим между нею и Минтопэнерго. На понедельник назначена встреча руководителей профсоюза с правительством, после которой горняки узнают о планах своих дальнейших действий. «Но сегодня на президиуме, — сказал в пятницу «Дню» В.Мамченко, — мы будем принимать решение, исходя из того, что пока никаких изменений в лучшую сторону (в позиции правительства. — Авт. ) нет».

Между тем премьер-министр Анатолий Кинах за две недели до начала забастовки уже встречался с представителями ПРУПа.

Стороны не пришли в восторг от попыток, как говорится в пресс-релизе профсоюза, представить в благодушных тонах ход подготовки ТЭКа к зиме (в частности, утверждалось, что Украина не нуждается в закладке на зиму запланированных 4 млн. тонн угля, поскольку из-за его низкой зольности достаточно сделать запас на электростанциях в 2,2 млн. тонн).

Выяснилось, что состояние дел в ТЭКе отнюдь не безоблачно. Руководитель профсоюза Виктор Турманов рассказал премьеру о своих встречах с профсоюзным активом и бригадирами добычных и проходческих бригад в поездке по угольным регионам. Да и в адрес А.Кинаха также поступили десятки телеграмм от председателей профкомов угольных предприятий с требованием неотложного решения проблем, накопившихся в угольной промышленности. В результате ситуация с подготовкой к зиме была оценена сторонами как критическая. По данным профсоюза, коммунальное хозяйство шахтерских городов, фактически остающееся на плечах угольных предприятий, не имеющих средств для его поддержания, влачит жалкое существование, задания по бытовому топливу не выполняются.

Нужно сказать, что шахтерские требования, которые многими традиционно характеризуются как перетягивание на себя «одеяла», имеют под собой солидную нормативную базу — программу «Украинский уголь» . В соответствии с ней на 2002 год в госбюджете для угольщиков должно быть предусмотрено 6 млрд. гривен. Правда, В. Турманов предсказывал, что эта программа принята как политический документ и выполняться не будет. И действительно, Кабмин при подготовке проекта госбюджета на 2002 год не предусмотрел ее финансирования в таком объеме. Сейчас ПРУП согласен и на меньшее: по мнению В.Турманова, для добычи в будущем году 80 млн. тонн угля в госбюджете для угольщиков должно быть заложено не менее 3,285 млрд. грн., что почти в 2 раза меньше, чем предусматривалось программой.

Сегодня «бюджетную» поддержку шахтерам не прочь оказать многие политические силы. Само присутствие шахтерского профсоюза в любом избирательном блоке делает последний более чем влиятельным и даже не требует стука касками под Верховной Радой. Реальные шансы на такие «мирные победы», похоже, способен получить блок, включающий «Регионы Украины». «Батьківщина» явно и небезуспешно пытается приватизировать еще одно профсоюзное объединение — НПГУ.

Между тем руководство страны хорошо понимает, что политико-экономическая и социальная ситуация в шахтерских районах не должна стать предметом политических спекуляций накануне выборов, поскольку это может иметь серьезные последствия. Президент Украины Леонид Кучма еще в конце августа, по результатам поездки в Донецкую область, поручил Кабинету Министров предусмотреть в проекте Закона «О государственном бюджете Украины на 2002 год» увеличение объемов государственного финансирования угольной промышленности с учетом необходимости погашения задолженности шахтерам по социальным выплатам и технического переоснащения горноспасательных подразделений. Правительство также должно принять меры по обеспечению своевременности расчетов за электроэнергию, потребленную шахтами и угледобывающими объединениями восточного района Донбасса. Кроме того, ему необходимо определиться с погашением прошлогодних задолженностей по регрессным искам и одноразовой помощи, финансированием профилактических мер по охране труда, расходов на безопасность работ на угольных предприятиях.

«Шахтерское одеяло», в прямом смысле накрывающее страну своим теплом, рвать на части очень опасно. Об этом свидетельствует весь опыт последних лет. Недавно, как уже сообщалось, состоялось и межведомственное совещание по вопросам работы угольных предприятий, на котором секретарь СНБОУ Евгений Марчук поддержал идею воссоздания Министерства угольной промышленности. «Сейчас встал этот вопрос, и я буду его поддерживать... Уверен, что проблема Министерства угольной промышленности будет решена», — выразил он свое мнение. Е.Марчук считает необходимым идти к созданию Минуглепрома «взвешенно, квалифицированно и экспертно». По данным СНБОУ, в последние десять лет Украина вдвое снизила добычу угля, при этом уровень травматизма и смертности сохранился на прежнем уровне. «Ситуация — драматичная», — резюмировал Е.Марчук. «Это уже проблема не отраслевая, это — проблема национальной безопасности. Мы подошли к той черте, когда оценку деятельности или бездеятельности придется давать не только судам в сфере криминальной. Нужно давать также оценку политическую и кадровую по всей вертикали управления. Дальше в государстве так продолжаться не может», — заявил Е.Марчук.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать