Перейти к основному содержанию

Украина — НАТО: сигналы к марафонскому старту

11 июля, 00:00

Посещение делегацией НАТО во главе с генеральным секретарем Альянса Киева, Донецка, Львова, ряд встреч делегации с высшим государственным руководством Украины, юбилейное заседание Комиссии Украина — НАТО, участие генсека НАТО в церемонии открытия завода по уничтожению противопехотных мин в Донецке, ряд международных конференций, которые прошли за два последних дня, по существу, подвели черту под тем, что в отношениях Украина — НАТО уже было. Хартия об особом партнерстве, пятилетний юбилей которой был торжественным предлогом для визита делегации Альянса, вспоминалась только в качестве предлога. Все вопросы концентрировались на одном: какой сигнал сегодня даст генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон. Речь идет о том, что в день визита делегации НАТО в Киев, как и было обещано раньше, подписан указ Президента Леонида Кучмы, которым утверждено решение Совета национальной безопасности и обороны от 23 мая об интеграции Украины в евроатлантические структуры, в том числе и в НАТО. Сигнал дан: «НАТО поддерживало и поддерживает украинские надежды», и «НАТО готово идти в сотрудничестве с Украиной настолько далеко, насколько готова сама Украина». Так на международной конференции «Украина — НАТО: основные достижения и перспективы взаимоотношений», организованной в Киеве Центром Разумкова при поддержке Центра информации и документации НАТО, СНБОУ, МИД Украины лорд Робертсон ответил Президенту Леониду Кучме, который неоднократно заявлял, что Украина готова идти в сотрудничестве с НАТО настолько далеко, насколько к этому готово НАТО. Генсек Альянса также отметил, что уровень практического сотрудничества между НАТО и Украиной более глубокий, чем с другими партнерами, и даже чем с Россией. Одновременно лорд Робертсон и на этой конференции, и раньше, после встреч с украинским руководством, и позже, в Донецке, подчеркивал, что время деклараций закончилось. Украина должна контролировать имплементацию решений и договоренностей накануне Пражского саммита, чтобы доказать, что работа действительно выполняется. Украина, подчеркивал Робертсон, еще должна многое сделать, люди должны почувствовать свою ответственность, реформы должны продолжаться, потому что иначе все усилия НАТО, вся помощь Украине будут выглядеть расточительностью. В то же время генеральный секретарь НАТО избегал конкретных разговоров о вступлении Украины в Альянс в будущем — что и не удивительно, имея в виду громадный объем домашней работы для Украины, и призывал быть реалистами — «у нас впереди еще долгий путь». Экс-секретарь СНБОУ Владимир Горбулин охарактеризовал этот путь как марафон.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Визит делегации во главе с лордом Робертсоном можно считать знаковым еще и с точки зрения того, что впервые за последние годы не только генеральный секретарь, но и послы 19-ти стран-членов Альянса при НАТО, которые и будут принимать окончательное решение, имели возможность получить весь спектр мыслей в Украине, получить собственное видение общей ситуации, и делать выводы уже исходя из собственного опыта.

Тут ситуация за четыре с половиной месяца до Пражского саммита далека от полной ясности. С одной стороны, лорд Робертсон на конференции в Киеве заявил, что существуют скептические голоса относительно развития сотрудничества с Украиной, но «мы не обращаем внимания на эти голоса». С другой — по сообщению польской «Газеты избирательной», со ссылкой на анонимного дипломата, сегодня только шесть стран-членов Альянса готовы тем или иным образом поддержать приближение Украины в НАТО — Польша, Соединенные Штаты, Турция, и, возможно, несколько более скептически — Германия, Венгрия, Чехия. Т.е., как треть украинцев, по данным опросов, выступает за вступление страны в НАТО, так же и треть стран-членов НАТО будет поддерживать в этом Украину. Лорд Робертсон это фактически опроверг, отметив, что все послы стран-членов при НАТО были в Украине, и это подтверждает серьезное отношение НАТО к намерениям Украины. Один из западных дипломатов на условиях анонимности сказал «Дню», что если вообще будут задаваться подобные вопросы — в частности, о необходимости сигналов со стороны НАТО относительно будущего вступления Украины, относительно того, что отношения строятся преимущественно на основании деклараций и меморандумов без четкого определения параметров (об этом говорил председатель парламентского комитета во внешних делах Дмитрий Табачник), то послы НАТО вообще больше в Киев не приедут. Нужны же «реформы, реформы, и еще раз реформы». Не является секретом и то, что некоторые из стран-членов НАТО видят в Украине своего конкурента, другие вообще готовы обычно констатировать важность Украины для европейской безопасности и на этом успокоиться.

Как заявил в своем выступлении на международной конференции заместитель секретаря СНБОУ Сергей Пирожков, для Украины было бы нецелесообразным ограничивать свой вклад в общеевропейскую безопасность только рамками особого партнерства, жизнь требует дополнения Хартии. И как свидетельствует практика, пока что это воспринимается весьма неоднозначно — хотя, в выступлениях западных послов звучало и то, что Украина в сегодняшних реалиях не может себе позволить нейтралитет. Украина, заявил на этой же конференции министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, готова выполнить свои домашние задания, но при этом она вынуждена своими действиями зарабатывать то, что другим восточным европейцам досталось автоматически — формальное признание права на место в единой Европе.

РОССИЙСКИЙ ФАКТОР

В официальных разговорах и заявлениях упоминался нечасто. Но отрицать его было бы невозможно. Его важность подчеркнул секретарь СНБОУ Евгений Марчук: он заявил, что евроинтеграция Украины не может строиться на противостоянии с Россией. «НАТО никогда не примет страну, которая имеет проблемы с соседями», — подчеркнул Марчук вчера на круглом столе в Донецке, сообщает Интерфакс-Украина. По его словам, Римское соглашение Россия—НАТО показало, как быстро официальная Москва сориентировалась в новой ситуации, и насколько далеко Россия пошла в своем сотрудничестве с Евроатлантическим союзом. Сегодня, по словам Марчука, «на стыках НАТО и не-НАТО нет напряжения». Он также отметил, что у Украины «накопилось немало проблем на других границах». Министр иностранных дел России Иванов в интервью «Известиям» заявил, что он сомневается в быстром вступлении Украины в НАТО. Хотя, о возможном вступлении Украины в ближайшей перспективе сегодня речь не идет. Раздаются в Москве и голоса относительно того, что сближение Украины с Альянсом повлечет развал СНГ. Для многих в России неприятной является сама тема возможной передислокации Черноморского флота с украинской территории. Эту проблему, отметил в Киеве лорд Робертсон, Украина и Россия должны решить между собой. Как отметил в своем выступлении на международной конференции в Киеве министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, «разыгрывать украинскую карту на границе Украины и Европы было бы авантюрой», у нас достаточно собственного потенциала, чтобы не вести сомнительные политические игры, и «Мы никогда не будем разменной картой в отношениях России и Запада». К тому же, как заявил Зленко, Украина и Россия находятся в разных весовых категориях и движутся разными дорогами.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Он многомерный, если исходить, в частности, из социологических опросов. И он постоянно развивается. По данным опросов общественного мнения, проведенных в июне Институтом социальных исследований и Институтом социальной и политической психологии, НАТО не доверяют от 34 (ИСД) до 42 (ИСПП) процентов украинцев. Ситуация была иной два года назад — число сторонников вступления Украины растет. Отношение среднего украинца меняется и под впечатлением чисто человеческого восприятия. В частности, люди, которые работают в Донецке на заводе по уничтожению противопехотных мин, по словам одного из участников встречи, чрезвычайно положительно восприняли то, что лорд Робертсон поздоровался с инженерным составом, пообщался с женщинами, рассказал, что хорошо понимает проблемы шахтеров, поскольку представлял шахтерский регион в британском парламенте. Кстати, сам завод тесно связан с НАТО — в частности, программа уничтожения противопехотных мин, последних остатков «холодной войны», во многом финансировалась Посольством Канады в Украине. Посещение Генеральным секретарем НАТО школы №115 в Донецке, его разговоры с детьми также не могли не добавить плюсов к началу взаимного позитивного восприятия именно на уровне человеческого общения. «Хорошие кадры для офиса в Брюсселе», — отметил лорд Робертсон, впечатленный успехами детей в английском и французском. Ведь таким способом создается совсем другой образ не только человека, который возглавляет организацию, но и самой организации. И именно эти моменты могут быть намного более убедительными, чем любые политические заявления. А памятник основателю Донецка — британцу Юзу — очевидно, напомнил генсеку НАТО о том, что связи Украины с Западом имеют более длительную историю, чем принято думать.

Можно отметить и то, что на вопрос, не станет ли отныне Донецк «восточным оплотом НАТО», лорд Робертсон ответил, что теперь нет такой терминологии, нет оплотов и бастионов, нет границ.

Человеческий фактор имеет и другое измерение — люди всегда лучше понимают четко поставленную задачу. И движение Украины в НАТО при условии принятия четкой национальной программы, которая бы складывалась не только из документов — новой концепции безопасности, новой военной доктрины, новой концепции внешней политики, но и целого комплекса мероприятий, действий, практической работы, с четкого оформления государственного бюджета, с немалой информационной и образовательной работы.

НАТО требует от Украины конкретных действий, прежде чем переходить к конкретным заявлениям. О требованиях уже много говорилось и писалось. Военная реформа, гражданский контроль над вооруженными силами, демократизация политической жизни, создание конкурентоспособной рыночной экономики, развитие гражданского общества, свободной прессы — все это вполне справедливые требования, это все вполне досягаемо, и все это — в интересах Украины. И именно поэтому на вопрос о цене вступления Украины секретарь СНБОУ Евгений Марчук ответил в Донецке, что проблема того, сколько это будет стоить — это наша проблема.

Вокруг этой цели нужна консолидация политических элит, консолидация всего общества. Кстати, трансформацию взглядов среди политиков лучше всего иллюстрировало бы то, что сказал «Дню» председатель парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности коммунист Георгий Крючков: «Можем ли мы игнорировать сегодня такой фактор, как НАТО? Нет! И говоря о сближении с НАТО, мы признаем, что у нас нет другой альтернативы. Вопрос только в том, чтобы трезво подсчитать, сколько нам это будет стоить — в частности, расходы на оборону, на сокращение армии... НАТО требует от нас демократизации — и правильно требует. Мы должны прийти в НАТО и в Европейский Союз как демократическое государство».

Следовательно, все необходимые сигналы получены — что и как нужно делать для серьезного разговора, чего делать не следует. Обе стороны сегодня демонстрируют, что старательно готовятся к Пражскому саммиту НАТО, который обещает стать новым этапом в отношениях Украины — НАТО. И обе стороны сегодня говорят об осознании того, что на самом деле это будет только начало. Начало забега на марафонскую дистанцию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать