«Украинская «ежовщина» конца ХХ века»

Именно так, по мнению многих депутатов (кроме Дмитрия Табачника), можно определить то, что сегодня происходит в стране.
Не позже 5 октября по постановлению ВР Генпрокурор должен был сообщить парламенту о «деле Волкова» — то есть дать ответ на вопросы, поставленные в информации временной депутатской следственной комиссии о наличии у народного депутата и доверенного лица Кучмы незаконных валютных счетов.
Именно в этот день парламент слушал Генпрокурора по другому поводу — в связи с терактом против кандидата Натальи Витренко. Ну, так получилось, такая вот образовалась случайность.
Генпрокурор Потебенько не сообщил ничего нового — все, что надо было, уже успели рассказать государственные рупоры. И замминистра внутренних дел Бородич, и первый заместитель главы СБУ Землянский также с уверенностью убеждали, что организатором теракта был Сергей Иванченко — доверенное лицо Александра Мороза. При этом единственной новостью, которую сообщил милицейский руководитель, была очередная версия: оказывается, гранаты преступникам передала не «сожительница Иванченко» (как информировала милиция вначале), и не сам Иванченко (как информировала милиция потом), а просто террористы привезли их с собой. При этом высоких правоохранителей не смущало, что вся информация об организаторе теракта, уже широко растиражированная в прессе, основывается только на показаниях двух лиц «без определенных занятий», которые, по извивистому ответу г-на Землянского, «относя тся к категории лиц, употребляющих наркотики», а были ли они под нарковоздействием в момент совершения преступления — первый заместитель главы СБУ не знает... Г-н Земл янский вообще на все подозрения депутатов, в том числе и относительно беззаконного участия СБУ в вы борах «одного кандидата», отвечал: «Я отвергаю все ваши обвинения». И, как и у его коллег-правоохранителей, все правомочные вопросы оставались без ответов, уверенность излучалась только в одном: точно известно — к теракту имеет отношение доверенное лицо Мороза... В ответ на это Александр Мороз заявил под аплодисменты зала и балкона: «Если точно известно, то это может сказать тот, кто назначил «организатора», либо получил информацию от того, кто назначил». Интересный, между прочим, вопрос поставил Юрий Кармазин: «Если я что-то сделаю и скажу, что меня Кучма надоумил, будет ли этого достаточно?»
Александр Ельяшкевич, назвав взрывы в Криворожье «покушением на народ, Конституцию и демократию», заявил: «Если мы в ближайшее время не услышим об уходе со своих постов руководителей силовых структур, значит, заказчики находятся там».
Ситуация накалялась. Когда Михаил Сирота («Трудовая Украина» Пинчука — Деркача) заявил, что временную следственную комиссию для расследования «дела о теракте» создавать не надо, поскольку «эти комиссии всегда используются для политических разборок», Александр Ткаченко отпарировал «герою конституционной ночи»: «Они против тех, кто грабит народ. Это группа мародеров, и вы среди них сидите — среди тех, кто вас финансирует».
Однако любопытно другое: именно г-н Гавриш из «Возрождения регионов» предложил создать временную депутатскую комиссию, хотя известно, что «возрожденцы» (или попросту называемые в кулуарах «ведро») под руководством Александра Волкова — ярые борцы против следственных парламентских комиссий, которые периодически поднимают «дело Волкова». И именно благодаря стараниям «возрожденцев» и других пропрезидентских фракций вето Президента на закон об этих комиссиях преодолеть парламенту в очередной раз не удалось. Поэтому превентивный шаг «Возрождения регионов» в данном конкретном случае — по созданию комиссии для расследования обстоятельств теракта — вызвал заметное удивление депутатов, один из которых прокомментировал в кулуарах ситуацию так: «Типичный случай: держите вора»... Интересно, что он этим хотел сказать? В кулуарах, впрочем, беседовали и о том, что кучминский «штаб Пинчука» был категорически против сценарного плана кучминского «штаба Волкова» по «выращиванию» Натальи Витренко в качестве самой проигрышной альтернативы Кучме во втором туре, считая это чрезвычайно опасной игрой. Покушение на Витренко, как «ельцинский мешок», призванный взметнуть рейтинговые показатели, рассматривается и как завершающий этап межклановых споров... Чего только ни услышишь в кулуарах!
В зале же и левые, и правые говорили об угрозе, нависшей над государством, народом и демократией. Интересно, что заявление пани Бондаренко из Руха мало чем в основе своей отличалось от известного заявления патриарха КПУ Крючкова, резко поставившего вопрос об антиконституционном развитии ситуации в Украине. Пани Бондаренко сказала от имени Руха, вспомнив и Бойчишина, и Чорновила, и Гетьмана: «Политический террор чем дальше, тем больше захватывает Украину... Политический террор становится практически легальным способом разрешения проблемы межкланового разделения политической и экономической власти в государстве. Но главная жертва таких политических игрищ практически одна — это украинский народ. Рух заявляет: в Украине продолжается наступление на демократию, на государственность, на права и свободы человека и нации». Единственно, в чем отличие, кроме упреков России в экспорте международного терроризма, так это в том, что коммунист Крючков призывал обуздать Президента и его ведомства, а национал-демократка Бондаренко взывала к Президенту. Причем, с интересным предложением: «Гарантировать народу, что силовые структуры будут выполнять свои непосредственные обязанности, а не превратятся в опричников в борьбе власти с народом». И еще пани Бондаренко припомнила, что когда журналист Петр Шевченко, будто бы покончивший самоубийством, был повешен, тогда «товарищ Землянский руководил Луганским управлением СБУ»...
Ну и, конечно, пикантной деталью рассмотрения вопроса о покушении на Витренко надо признать требование фракции ПСПУ не делать этого в отсутствие Витренко и Марченко и не создавать парламентскую следственную комиссию, потому что ПСПУ никому не доверяет. Есть повод напомнить, что «жириновскость» Натальи Витренко состоит не в харизме, эпатаже и яркости, а в вечном, несмотря на крик и шум, соответствии основной линии власти.
Комиссия была создана практически конституционным большинством голосов. Рассмотрение вопроса показало, что с терактом что-то не все продумано. И, если «организатор» жив, его должны немедленно предъявить публике, и уж хоть лопнуть, но «додавливать» версию в заданном направлении...
И еще одна мысль под занавес. Что за трагедия, создатель: Днепропетровщина у нас и родина власти, и родина кланов, и теперь уже родина терроризма! Скоро ли состоится политический вынос тела этой «украинской триады» под патронатом Президента?
Выпуск газеты №:
№184, (1999)Section
Панорама «Дня»