Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинская журналистика взрослеет

06 июня, 21:13
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В редакцию «Дня» вчера поступило немало поздравлений с Днем журналиста. Благодарим наших партнеров, друзей и читателей за теплые слова. Вашу поддержку мы ощущаем ежедневно.

Но...

Можно согласиться с Сергеем Лещенко («УП») в том, что День журналиста — странный праздник. Ведь если бы речь шла действительно о профессиональном празднике, то в этот день должны были бы проходить, например, конференции, посвященные истории украинской журналистики, которую немногие в этой стране знают и многие даже не догадываются о ее существовании, круглые столы по темам, которые сегодня волнуют общество, должны были бы говорить о тех, кто сделал заметный вклад в журналистику. А таких было немало — еще со времен Ивана Франко. Но нет. Украинские журналисты поделились на два лагеря: одни — протестуют против притеснений свободы слова, организуют телемарафон, добиваются реакции властей, другие — отдыхают и играют в боулинг вместе с чиновниками. И те, и другие — с чувством «профессионального достоинства».

Впрочем, украинская журналистика взрослеет. Она часто способна дать достойный отпор чиновническим нападкам, она касается острых тем, в конечном счете — развивается украинская блогосфера. Ниже вы прочитаете интервью с известным блоггером Николаем Сухомлином. В его защиту от цензуры стало активное фейсбуковское сообщество. Еще одна история. Донецкий журналист Виталий Сизов отказался от грамоты главы Донецкой областной государственной администрации Анатолия Блызнюка.

Как написал журналист в статье «Непонятное награждение от губернатора», «одну из грамот должны были вручить и мне, но я не смогу ее принять из рук чиновников, большинство из которых продолжают видеть в прессе «обслуживающий персонал». Можно было бы привести много примеров такого поведения некоторых чиновников, но достаточно ограничиться высказываниями высшего руководства региона, чтобы понять удобную для некоторых представителей местной власти модель отношений со СМИ», — пишет пан Сизов и приводит список цитат, которые, по его мнению, оскорбляют достоинство журналистов.

Как пример, цитата пана Блызнюка: «Когда главный редактор «Жизни» написал скандал, я его позвал. Ну, я, правда, ему сказал так, что, по-моему, у него до сих пор руки трясутся. И пусть трясутся». Эти слова высокопоставленного чиновника звучат в стране, где не похоронен журналист Гия Гонгадзе, где был зверски убит Игорь Александров. В этой стране даже журналисты разделились на тех, кто на стороне жертв, и тех, кто на стороне убийц.

Ну и, конечно, очень показательный случай — это уже растиражированная всеми СМИ встреча журналистов около владений Виктора Януковича в Межигорье, как вы уже, наверное, знаете, не с Президентом, а с его пресс-секретарем Даркой Чепак. Наш автор Юрий Луканов, который был на месте событий, рассказал, как после девяти часов утра пять машин на большой скорости промчались мимо журналистов. Остановилась шестая машина, из которой вышла сияющая пресс-секретарь Президента Дарка Чепак. Она вышла с цветами и хотела поздравить журналистов, но те отказались брать цветы. Потом из багажника ее автомобиля достали торт, на котором было выписано поздравление с Днем журналиста. Но и его коллеги не пробовали. Потому и остались эти подарки на пороге дома охраны. Трагикомическая ситуация, в первую очередь, для пресс-секретаря. Еще совсем недавно Дарка была по эту сторону баррикад — в журналистской «тусовке». И вероломные сюжеты в ее жизни, — тоже в большой степени, свидетельство того мировоззренческого кризиса украинской журналистики.

Украинская журналистика нарастила оперативность, остроту, разноплановость. Но есть стойкое ощущение, что чего-то не хватает. Наверное, позиции. Не той, которая отслеживает притеснения свободы слова (хотя, бесспорно, это также важно). Не хватает журналистской солидарности в принципиальных вещах. Не хватает качественной журналистики — которая задает вектор, повестку дня. Формирование позиции, следовательно — темпераментной интеллектуальной журналистики, невозможно без ощущения журналистской идентичности. Кем ты являешься? Для какой страны работаешь? Какой ты ее видишь?

В украинской публицистике не заведено говорить о предшественниках. Понятное дело, в истории нашей журналистики есть скомпрометированные имена. Но есть имена с «высокой полки». Очевидно, иначе происходило бы позиционирование украинской журналистики в целом, если бы журналист признал бы себя наследником лучших традиций украинских масс-медиа.

«Дело в том, что в Украине представители любой профессии переживают тяжелое, прагматичное, в известной степени даже циничное время, — говорит Игорь Сюндюков, журналист «Дня», ведущий рубрик «История и Я» и «Украина Incognita», лауреат Премии имени Джеймса Мейса в отрасли публицистики «Гражданская позиция». — Мы же не только журналисты, врачи, учителя, мы — живые люди, которым нужно как-то держаться в социуме, кормить семьи. Это не может не влиять на каждого из нас. Но все же, тот же врач, который зарабатывает на жизнь, не имеет права забывать, что его задача, несмотря ни на что, — спасать человеческие жизни. Задача юриста — не дать наказать невиновного человека и сделать все, чтобы преступник не избежал ответственности. В нашей профессии есть великие предшественники, в частности, если говорить о «Дне», — Джеймс Мейс, Клара Гудзык, Анатолий Казанский, которые своей работой придали украинской журналистике высокую миссию — открывать людям глаза. Украинское общество переходит через пустыню, там много ослепляющего песка. Наша задача не просто раскрыть глаза — рассказать правду, а вернуть людям надежду. Исторические сюжеты, которым мы в «Дне» уделяем большое внимание, в том числе направлены на то, чтобы показать, как люди в прошлом изменяли лицо общества, даже ценой собственной жизни».

Как всегда, мы ждем реакции наших читателей. Какие впечатления, ощущения у вас появились после отмечания в Украине Дня журналистики?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать