Украинские узники оказались самыми несчастными
«Украину больше устроил бы именно единый фонд, который ныне создается в Германии для выплаты остарбайтерам», — заявил председатель правления Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» Игорь Лушников.
Канцлер Германии Герхард Шредер после своего избрания отметил, что в стране за счет предприятий, концернов, фирм следует создать единый фонд, который бы выплачивал компенсации людям, принудительно вывезенным на работы во время Второй мировой войны. Украину же единый фонд интересует не только потому, что из 18 млн. остарбайтеров около 3 млн. были украинцами. Дело в том, что им, ныне людям преклонного возраста, довольно трудно найти подтверждающие документы, иногда остарбайтеры не помнят, на каком предприятии работали. К тому же в Украине нет перечня предприятий, правопреемниками которых являются нынешние концерны. Единый фонд неплох и тем, что он будет рассматривать и заявления от людей, задействованных на сельскохозяйственных работах (которых с Украины было немало). По словам председателя Украинского союза узников—жертв нацизма Маркияна Демидова, будущий фонд должен помочь и тем людям, которые не имеют документов о пребывании в концлагерях, тюрьмах гестапо или родились в неволе.
Обещания Шредера обнадежили людей, которые полвека назад порою претерпели нечеловеческие страдания. Вопрос только в том, получат ли украинцы более или менее пристойную компенсацию? Сейчас украинские граждане, пострадавшие от нацизма, являются самыми несчастными среди всех. Сначала СССР после войны отказался от компенсации, которую, по решению международного трибунала в Нюрнберге, выплачивала Германия насильно вывезенным с оккупированных территорий. К примеру, люди из других стран получили не менее 5 тысяч марок, их пенсии стали в два раза больше. Нынче же в Украине хоть и выплачивается компенсация жертвам нацизма, ее размер (около 600 марок) приблизительно вдвое меньше, чем в России и Беларуси. Так случилось потому, что четырехстороннее соглашение, заключенное в 1993 году между Германией, Украиной, Беларусью и Россией, разделило выделенный 1 миллиард марок не совсем соразмерно. Как сказал президент Укринюрколегии Даниил Курдельчук, еще дополнительные трудности создает наше законодательство, по которому выстраданная разовая гуманитарная помощь еще и облагается налогом. Германия, конечно, не в восторге от такой помощи нашему бюджету.
Выпуск газеты №:
№218, (1998)Section
Панорама «Дня»