Урок совпадений: со Cвятой Пасхой!
Что значит для Вас Пасха?День первой Святой Пасхи в новом веке-тысячелетии — пророческий знак будущего единения христиан всех церквей и конфессий. Ведь в этом году, вопреки всем догматическим различиям, вопреки разным формулам вычисления пасхальной даты и новым или старым календарям, христианский Праздник праздников отмечают в один и тот же день православные, католики, греко-католики и протестанты всего мира! Пусть так будет всегда! Пусть сторонники разных конфессий ходят в этот день из храма в храм, какой бы ни была форма креста или же архитектура церкви, и поздравляют друг друга с Пасхой вечным: «Христос воскрес!» И хотя бы на один день забудут, что они католики, баптисты, православные, лютеране или другие, но помнят лишь то, что они — христиане.
Напомним, что в этом году подвижный праздник Пасхи имеет еще одну особенность — он приходится на календарную дату, очень близкую к той, которую историки христианской религии определили как дату Воскресения Христова. Согласно некоторым подсчетам, Воскресение состоялось 9 апреля 30 года (14 нисана по иудейскому календарю). Впрочем, эта дата не может быть абсолютно достоверной, так как первые христиане отмечали Воскресение Господа каждую неделю и не выделяли его годовщину.
Это, впрочем, вторично. Главное то, что Пасха является символом совершенной победы Духа над плотью, победы, о которой всегда мечтают люди. Иначе они не были бы людьми. Это победа Личности над безликой тупой силой, над звериными инстинктами толпы, над спесью власть предержащих. Победа простого, мудрого и справедливого Сына плотника над Римской империей, мнившей себя всесильной и вечной. А еще — победа животворящей весны над мертвой бесплодной зимой.
История Христианства религии учит нас, что нужно уметь ждать, иметь терпение и непрерывно работать на будущее. Ведь с того времени, как Иисус из Назарета был предан распятию, словно преступник, до официального признания христианства в 313 году, прошло почти три века. Свое учение Иисус проповедовал в маленькой провинциальной мятежной Палестине, а полное признание Христианство получило в пределах необъятной Римской империи. Вопреки тому, что до тех пор имело репутацию темной, опасной, непонятной образованным людям секты, созданной неграмотными простыми людьми.
Старинное апокрифическое евангелие повествует, что сразу после Воскресения, выйдя из склепа, Иисус долго сидел на небольшом зеленом пригорке, глядел в сторону реки Иордан, слушал весеннее щебетание птиц. Внимательно, чуть улыбаясь, следил за деловитым и бесцельным снованием по краю его хитона каких-то букашек — они напоминали ему людей. Прощался с землей, прощался со своей человеческой природой. Потом встал и пошел к селению Эммаус, встретившись по пути с двумя учениками. А «когда сел Он с ними к столу, то взял хлеб, благословил его и, ломая, давал им... Тогда глаза открылись у них — и познали Его», — Христос воскрес!
Юрий МАКАРОВ, главный редактор канала «1+1»:
— Мое убеждение: Пасха — личное дело каждого. Для кого-то это часть жизни в Церкви, для кого-то — красивый народный обычай, и пусть для них он таким и останется. Не нужно только через силу дважды в год становиться православным (католиком, греко-католиком, баптистом и т. д.). Исповедание веры — дело подробное, каждодневное, требующие сосредоточенности. Просто ли быть христианином в строгом смысле слова (а не в строгом — не бывает) в сегодняшнем мире? Например, пост — это не только мяса не есть, не только воздерживаться от интимных контактов, это еще, знаете ли, особое состояние души и мозгов. Дергаться не надо, сердиться, не надо употреблять ненормативной лексики. Еще и в храм надо ходить минимум раз в неделю, исповедываться... В общем, кому по силам, с праздником! Кому не по силам — тоже с праздником! Даже если будет похолодание, все равно весна.
Лидия ЗАБИЛЯСТА, солистка Национальной оперы Украины:
— Для меня Пасха не просто праздник, а святой день — Светлое Христово Воскресенье. К нему долго готовятся не только люди, но и природа. Ведь весной все оживает. Чувствую, как появляются новые надежды и приходит ощущение, что обновляется душа. Я обязательно хожу на службу в Ново-Михайловский собор в Дарнице. Еще с детства привыкла, что накануне этого праздника в доме мы делаем генеральную уборку. В «чистый четверг» вся семья купается, одевает обновки. Есть целый ритуал по выпеканию пасок. Помню как с нетерпением ожидала, пока подойдет тесто. Конечно, каждая хозяйка имеет собственный рецепт, но, мне кажется, у моей мамы они получались самыми высокими и вкусными. Запах ванили стоял на всю округу, и буквально кружилась голова. Мы расписывали писанки. А когда все было готово, с нетерпением ждали момента, когда взрослые разрешат нам бегать и играть. У нас даже была своя забава. Я родилась на Кировоградщине и в нашем селе много косогоров. Мы, малышня, приходили на берег реки и пускали навстречу друг другу «крашенку». У кого была крепче — тот побеждал.
Елена ДОНЧЕНКО, доктор социологических наук:
— Говорить о том, что сегодня основная масса граждан Украины относится к Пасхе как главному христианскому празднику, не приходится. Разорвана связь времен, и можно только мечтать о возрождении исконных традиций. В селах их больше чтили, а в городах выросли несколько поколений людей, которые, как говорил кинорежиссер Эльдар Рязанов, атеисты по невежеству. Поэтому нынче к этому празднику по-разному относятся. Кто-то как за соломинку хватается, пытается поститься, соблюдает внешние ритуалы. Для большинства, как это ни грустно, пасхальные торжества — дань моде и возможность несколько дней отдохнуть, вкусно поесть, повеселиться, горожанам — побыть на природе.
Ярослав СТЕЛЬМАХ, драматург:
— Не могу себя назвать верующим человеком, но на Пасху даже у меня — атеиста, светлеет душа. По домашней традиции на праздничный стол ставим паску с крашенками, но это скорее дань ритуалу. А главное — это повод задуматься, что же хорошего сделал.
Выпуск газеты №:
№69, (2001)Section
Панорама «Дня»