Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В европейский «дом» — через высшую школу

К 2010 году образовательное пространство задумано сделать единым
13 октября, 19:19

На этой неделе Европейская Комиссия знакомит вузы Украины с одной из своих программ, направленных на помощь в развитии странам-партнерам, —программой Tempus. Информационные дни проводятся в крупнейших городах нашей страны, где представители высшей школы изучают возможности тесного сотрудничества с высшими учебными заведениями стран Европейского Союза. Это связано с тем, что к 2010 году образовательное пространство задумано сделать единым. Это будет означать, что студенты смогут перемещаться в процессе обучения по учебным заведениям Европы, что дипломы государств, вступивших в Болонский процесс, охвативший европейские вузы, будут признаваться во всех странах (кстати, в Украине планируется со временем выдавать два диплома — национальный и европейского образца). Программы высшей школы будут структурированы по специальным блокам (модулям), понятие сессия останется в истории, так как уровень усвоения знаний и навыков будет определяться на протяжении всего семестра. Требования в оценке знаний, по мнению специалистов, в Украине должны резко возрасти. Будет предусматриваться больше времени на индивидуальную работу со студентами и будут стимулироваться занятия педагогов высшей школы непосредственно наукой с привлечением к исследовательской работе и студентов. Преподаватели университетов и институтов также смогут реализовывать свою педагогическую и научную деятельность в рамках различных государств и учебных заведений.

Однако для того, чтобы иметь право принимать участие в работе по совершенствованию системы европейского образования, Украине нужно для начала быть принятой в это сообщество, а точнее — присоединиться к Болонскому процессу. Это событие ожидается в мае 2005 года, по крайней мере, в нашей стране очень активно ведутся подготовительные работы в этом направлении. В частности, уже берется за основу двухступенчатое высшее образование, предполагающее две степени — бакалавра и магистра. Младших специалистов больше выпускать не будут, а техникумы будут отнесены к специальным средним учебным заведениям, деятельность которых будет регулироваться специальным законом, который сейчас разрабатывается. Бакалавр тоже изменит свой статус. Из ступеньки подготовки к профессиональной и научной деятельности он должен будет превратиться в степень, характеризующую полноценного профессионала, и в то же время степень бакалавра должна будет открывать двери для способных к научным исследованиям молодых людей к получению звания магистра. Это непростая задача, которая стоит не только перед Украиной, но и перед многими другими европейскими государствами.

В целом, у европейских и украинских вузов много схожих проблем. Совместно работая над их решением, можно сблизить образовательное поле отдельных вузов, а затем и целых государств. Поэтому двусторонние договоры о сотрудничестве учебных заведений из разных стран сегодня становятся особенно актуальны. На такого рода договоры и выделяются гранты программой Tempus. В центре внимания этой программы — совершенствование системы высшего образования как основы для позитивных изменений в государстве.

Tempus начала работать с 1990 года и уже прошла три стадии своего развития. Какую помощь Украина может ожидать от данной программы Евросоюза? Это облегчение внедрения современных педагогических методик, ставящих в центр внимания студента, помощь учебным заведениям в реструктуризации, во внедрении современных технологий управления университетами и в академическом планировании. Она готова оказывать помощь в восстановлении библиотек, подписке на научные журналы, покупке компьютеров, других учебных материалов и по многим другим актуальным вопросам. Однако при одном условии: проект должен быть совместным с представителями стран, входящих в Европейский Союз. Речь идет не просто о сотрудничестве, а о создании прочного партнерства, которое вполне может сохраниться и после прекращения финансирования. Это создание связей и сетевых структур, привитие навыков работать сообща, преодоление таких проблем, как взаимное признание степеней и кредитов, обеспечение инфраструктуры для поездок студентов. Таким образом, данная программа нацелена на сближение культур и на структурный диалог.

Однако у многих работодателей в Украине сейчас возникают сомнения относительно качества подготовленного профессионала с уровнем бакалавра, обучаемого за четыре года, а не за пять лет, как это было со «специалистами». Бельгия, например, сделала два вида бакалаврата — профессиональный и академический. Первый — после трех лет обучения на четвертый год получать практические навыки. Второй — учиться три года и потом переходить на двухлетнюю магистерскую программу. При успешном обучении на практическом бакалаврате дается шанс на продолжение образования в академическом направлении. Украина будет искать свои пути для реализации этих двух возможностей. Например, невозможно подготовить качественного инженера за четыре года, когда на его подготовку отводилось до шести и более лет. Невозможно так быстро подготовить и хорошего врача. Поэтому Министерство образования сейчас и пытается найти приемлемые варианты, которые бы не загнали Украину в положение «банановой республики», то есть не привели к утрате сложных технологических наработок и подготовки высококвалифицированных кадров. Сейчас система нашего образования склоняется в сторону профессионализации. А это опасно. Так мы можем потерять академическое классическое образование — это будет идти вразрез с мировыми тенденциями развития образования, где наука считается основой высшего образования. По словам же заместителя министра образования и науки Украины Михаила Степко, мировые тенденции на сегодня таковы: создание не только единого образовательного пространства, но и общего для Европы научного пространства, что гораздо сложнее сделать, чем в сфере образования.

Кстати, программа Tempus поощряет сотрудничество между учреждениями и странами, обмен мнениями, людскими ресурсами и ноу-хау между странами ЕС и странами-партнерами. Гранты она присуждает трех типов. Первый — на совместные европейские проекты, в первую очередь университетам, сотрудничающим друг с другом, и на цели, которые можно достигнуть за два-три года. Второй — гранты на структурные и дополнительные мероприятия, которые нацелены на поддержку национальной реформы и выполнение определенных задач, рассчитанных на срок от нескольких недель до года. Третий — гранты на отдельные поездки для лекторов, профессоров, штатных работников или должностных лиц министерства для работы, связанной с проведением реформы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать