Перейти к основному содержанию

В новом бюджете — все ошибки старого

29 сентября, 00:00
Правительство Украины и бюджетный комитет парламента согласуют в ближайшие дни график работы по подготовке проекта госбюджета Украины на 2001 год и определенные парламентским комитетом «проблемные вопросы» при его подготовке, как сообщил первый вице-премьер Юрий Ехануров. Члены Кабмина, по словам Еханурова, на последнем заседании правительства «очень серьезно» дискутировали по поводу мер, которые должны обеспечить выполнение госбюджета-2001. Не менее острые дискуссии идут и в парламенте. Поданный правительством проект бюджета критикуют представители и большинства, и меньшинства. Уже сегодня слышны многочисленные комментарии, тема которых — проект бюджета в его нынешнем виде утвержден быть не может. Хотя Президент Леонид Кучма уже заявлял, что надеется на утверждение основного экономического документа страны до конца года. Судя по всему, на пленарных заседаниях на следующей неделе бюджетная тема будет далеко не последней. И она может многое рассказать о том, в частности, какие именно центры сегодня существуют в парламентском большинстве, какова сегодня реальная расстановка политических сил, и какими могут быть последствия. Политизации бюджетного процесса избежать явно не удастся. При том, что правительственный проект — действительно «сырой»

Валерий АСАДЧЕВ, народный депутат, председатель подкомитета по местным бюджетам:

— С реформаторской точки зрения бюджет-2001 не содержит ничего нового. Хотя прошлогодний вариант межбюджетных отношений подвергался серьезной критике (все области, кроме Киева и Крыма, были дотационными), он перенесен на 2001 год. Консолидированный бюджет увеличен на 10 млрд. грн. по сравнению с бюджетом нынешнего года, но настораживает то, что из них 9 млрд. грн. запланировано получить от приватизации. Сумма просто астрономическая. Поскольку ее заложили в госбюджет, то получилось, что 40% его доходной части составляют неналоговые поступления, т.е. поступления нестабильного источника. Если бы эти поступления составляли в бюджете 15-20%, то их недополучение вполне можно было бы перекрыть другими источниками. Зависимость от одного источника (приватизации) столь крупной суммы делает крайне нестабильным сам бюджет, он будет постоянно под дамокловым мечом. Если план приватизации не выполняется, то секвестр бюджета неминуем, причем в больших размерах. В этом состоит проблематичность бюджета-2001.

Игорь КИРЮШИН, народный депутат:

— Несерьезно обсуждать бюджет, не понимая главного — за счет чего он формируется. Сначала надо все-таки принять Налоговый кодекс, а потом уже возвращаться к бюджету. Без принятия основополагающих документов о бюджете говорить невозможно. Когда ситуация безвыходная, каждый стремится исхитриться и придумать что-то новое. Так возникла идея малого Налогового кодекса. Но я пока не видел ни «малого», ни «большого» (со всеми поправками) кодекса. На мой взгляд, до утверждения бюджета также необходимо принять и Земельный кодекс. Сегодня подход к сельскому хозяйству можно назвать высокомерным, так происходит из-за непонимания того, что АПК — это именно то, что может поднять экономику Украины сегодня. Если мы примем Земельный кодекс (чем раньше, тем лучше), то более реальным станет и сам бюджет, потому что основные потоки денег пойдут из АПК. Безусловно, обсуждение бюджета предстоит трудное, потому что надо было ставить лошадь впереди телеги, а не наоборот, как это сделал Кабмин.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать