В очереди за евростандартом
или Как из цивилизованных норм сделать проблемуC завтрашнего дня в Украине планировалось ввести обязательное страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств. Однако, как сообщили вчера «Дню» в департаменте рассмотра претензий Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, выполнение этого постановления отложено на неопределенное время из-за того, что ГАИ и соответствующие службы еще не разработали систему взысканий за отсутствие страхового полиса у водителя. К тому же стоимость полиса колеблется между 79 и 195 гривнами, в зависимости от типа автомобиля и объема двигателя, а для тех водителей, которые пользуются транспортными средствами по генеральной доверенности, «светит» гораздо более крупная сумма, ведь им надо получать временный талон, за которым надо выстоять не один час в очередях, безвозвратно потеряв не одну нервную клетку, и выложить достаточно крупную сумму, лишь после получения которого, можно получать страховой полис. В МРЭО №5 г. Киева ни один из согласившихся пообщаться с корреспондентом «Дня» сотрудников не смог объяснить систему, согласно которой будет проводиться проверка наличия страховки и устанавливаться взыскание. В то время как во вторник, касаясь практических аспектов введения обязательного страхования в Украине автовладельцами ответственности перед третьими лицами, глава МТСБУ уточнил, что ГАИ будет осуществлять контроль за наличием страховых полисов у водителей и проводить разъяснительную работу. Все попытки получить какую-либо информацию в Главном управлении ГАИ МВД Украины, где корреспондентов «Дня» отправляли (по телефону) то на склад, то в бухгалтерию, также не увенчались успехом. На пресс-конференции во вторник в Киеве президент МТСБУ Николай Лутак отметил, что данный вид страхования отвечает мировой практике защиты конституционных прав граждан, потерпевших в ДТП, и действует в большинстве стран мира, в том числе во всех европейских, а также в Естонии, Латвии, Грузии, Казахстане и Беларуси, сообщает Интерфакс-Украина. Размер унифицированного страхового обеспечения в странах ЕС составляет $500 тыс., что предполагает поэтапное его введение в Украине, отметил Н. Лутак. В Украине страховое возмещение оценивается в пределах 500 — 8,5 тыс. грн. (жизнь) и 500 — 25 тыс. грн.(имущество). Н. Лутак подчеркнул, что до внесения соответствующих изменений в законодательство, в частности, в Административный кодекс, штрафовать не имеющих страховой полис не будут. По данным МТСБУ, сегодня в Украине 10 млн. автовладельцев, из которых порядка 50% являются постоянными пользователями автосредств. За период с 1997 года застраховали свою гражданскую ответственность 4668864 автовладельцев.
Во дворе МРЭО № 5 города Киева корреспонденту «Дня» удалось пообщаться с водителями (просившими не называть их фамилии), которых в первую очередь коснется нововведение.
Станислав О. — Страховой полис оформлять я пока не собираюсь. Пускай они там, «наверху», разберутся, а потом уже издают постановления и стягивают деньги. Да и к тому же ни в Правилах дорожного движения, ни в Гражданском кодексе нет соответствующих статей об обязательном страховании.
Василий В.
— Я думаю, что штрафовать нас начнут уже с первого октября, хотя соответствующих распоряжений еще и нет. Но это смотря на кого попадешь. Оформлять полис я пока не собираюсь, ведь соответствующих постановлений пока нет. Да и к тому же мне надо оформить временный талон, на оформление которого, скорее всего, уйдет не один день и довольно много денег. А вообще, я не вижу смысла в оформлении полиса именно сейчас, когда нет поправок к Правилам дорожного движения и к Гражданскому кодексу, так что все это может оказаться очередной пирамидой, которая завтра рухнет.
Андрей П.
— Наверное полис оформить надо, хотя я не совсем понимаю зачем он нужен, мне этого просто никто «популярно» не объяснил.
КОММЕНТАРИЙ
Александр СОСИС, генеральный директор УАСК АСКА: — Очень часто у виновника ДТП просто нет средств оплатить нанесенный ущерб. Поэтому во всех развитых странах не существует другого механизма, кроме обязательного страхования. Ведь для этих целей не существует каких-либо специальных государственных фондов. Поэтому купить страховой полис — это гражданский долг, который, однако, наши люди исполняют с большой неохотой. Хотя тех, кто должен купить страховой полис, значительно больше, чем тех, кто сможет получить по нему возмещение. Страховые компании в данном случае выполняют роль перераспределителя средств. При этом государство должно следить за тем, чтобы цена страхования не только не давала страховым компаниям разориться, но и чрезмерно обогащаться. В некоторых странах в таком случае для страховых компаний устанавливается порог рентабельности. В любом случае механизм должен действовать и страховое возмещение выплачиваться. Хотя с суммой страхового возмещения тоже не совсем гладко. Максимальный порог для возмещения ущерба имущества установлен в 25 тыс. гривен, а за жизнь человека — 8,5 тыс. гривен. Следуя нормальной человеческой логике, должно быть наоборот, иначе выходит, что человеческая жизнь оценивается дешевле железа. С 1 октября изменениями в Правилах дорожного движения предусмотрено, что при себе водитель должен иметь полис обязательного страхования. Однако это не означает, что с 1 октября водители, не имеющие полисов, будут оштрафованы. Какое-то время действительно нужно объяснять владельцам автомобилей необходимость страхования. Но этот период должен иметь конечную точку. А потом ГАИ должна применять штрафные санкции к нарушителям, иначе из идеи обязательного страхования просто ничего не выйдет.
Подготовила Юлия ШАЙДА, «День»
Выпуск газеты №:
№177, (2000)Section
Панорама «Дня»