Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В предвкушении больших торгов

Сергей ТИМЧЕНКО: Я советую крестьянам не продавать землю после открытия рынка еще лет шесть-семь
20 сентября, 20:20

Украина выходит на финишную прямую в земельном вопросе. Приняв Закон «О земельном кадастре», депутаты пообещали до конца 2011 года присоединить к цепи земельной реформы последнее звено — закон «О рынке земель». Немного деталей о нем. Правительственный вариант этого документа уже в стенах парламента. Он запрещает иностранцам и юридическим лицам покупать сельскохозяйственные угодья в Украине. Зато полноценными владельцами черноземов собираются сделать фермеров, граждан и государство. Скупки угодий спекулянтами, с точки зрения отцов документа, не будет. Этому помешает государственная пошлина, которая вводится при перепродаже земли. Не купят землю и через подставных лиц, уверяют разработчики. Каждый договор о покупке земли на сумму более 150 тысяч гривен будет регистрироваться, только если покупатель представит налоговую декларацию с подтверждением происхождения таких доходов. Таким образом, внешне все выглядит прилично и цивилизованно. Но, невзирая на это, к земельному законопроекту еще немало вопросов. Многие ли рядовые украинцы и простые фермеры могут похвастаться миллионными состояниями, чтобы легально купить землю, стоимость которой, по оценкам экспертов, будет составлять 500—800 долл. за гектар? Как государство будет распоряжаться своим имуществом? И множество других. Итак, об основных моментах земельной реформы и ее узких местах в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал глава государственного Агентства земельных ресурсов Украины Сергей ТИМЧЕНКО. Также «День» поинтересовался мнением других участников аграрного рынка по поводу разработанных земельных документов и спросил, как можно их улучшить.

— Как считаете, почему за 21 год земельной реформы общество и власть так и не пришли к единому знаменателю в данном вопросе?

— Во-первых, завершение земельной реформы — это вопрос политический. Во-вторых — отсутствие надлежащего финансирования и нормативно-правового обеспечения, кадровая чехарда. Ну, и еще одна из причин, это то, что за время действия земельного моратория в обществе сформировалась прослойка, привыкшая набивать за счет такой неопределенности свои карманы.

— И вы действительно считаете, что она исчезнет с открытием рынка? Кстати, сколько, по вашему предположению, составляет земельная «тень»?

— Исчезнет. Если всмотреться в основу всех теневых земельных схем, то 98% из них как раз и работают по принципу «в обход моратория». Если мораторий исчезнет, то не станет оснований для существования таких схем.

— Но не факт, что не возникнут другие. Можно в нужной формулировке прописать отдельные пункты земельного законодательства, чтобы легализировать некоторые схемы передачи земель отдельным людям. В частности, на подобные размышления наталкивает, например, отсутствие в законопроекте «О рынке земли» четких критериев, опираясь на которые государство будет определять эффективных собственников для сдачи в аренду или для продажи своих земель. Отсутствие четких критериев всегда оставляет место для лазейки нечестным чиновникам, жаждущим за определенную плату договориться с бизнесом.

— Критерии — наличие аграрного образования, проживание в селе, опыт ведения аграрного дела, как это, например, предусмотрено в законе «О фермерском хозяйстве». Учитывая последние законодательные инициативы в земельном вопросе, скорее всего, в закон об аренде будут внесены изменения, например, относительно минимального срока аренды. Сегодня земли арендуются в основном на краткосрочной основе — два-три года. Это приводит к истощению земель, потому что арендаторы не заинтересованы много вкладывать в ресурс, который непонятно кто будет обрабатывать. На мой взгляд, оптимальный срок аренды — от 8—10 лет. Это обусловлено периодом ротации культур в севообороте.

Относительно государственных земель, то, как и земли коммунальной собственности, они будут продаваться специальными людьми — лицетаторами — только через аукцион. Кто даст большую цену, тот и станет собственником земли. Система аукционов позволит всем желающим максимально выгодно продавать землю. Кто больше предложит — того и земля.

— А вы считаете, что у обычных крестьян сегодня есть деньги, чтобы купить землю на таком аукционе?

— Конечно же, нет. И меня беспокоит вопрос о том, как им ее купить.

— Как, на ваш взгляд, можно решить эту дилемму? Может, государству было бы логичнее параллельно с принятием закона «О рынке земли» в лице НБУ создать механизм льготного кредитования потенциальных мелких фермеров? А то получается, что есть люди, желающие заниматься мелким агробизнесом, но они не могут этого сделать в силу отсутствия первичного капитала.

— Такой механизм будет — Государственный земельный банк. Сегодня идет работа над его созданием, и в 2012 году он должен заработать. Ставка по его кредитам составит около 8% годовых, а если речь идет о строительстве инфраструктуры в сельской местности, то даже — 0%. Чтобы воспользоваться его кредитами, собственник пая может заложить свою землю в банке и получить кредит на развитие. Но, на мой взгляд, в полной мере это сработает, если человек уже ведет какую-то хозяйственную деятельность на своем участке и получает с нее прибыль. На полученную прибыль он может закупать семена, а взятые у Земельного банка деньги тратить на покупку техники или земли. Причем нужно помнить, что в законе «О рынке земель» записано, что если фермер хочет купить землю на сумму более 150 000 гривен, то должен подать декларацию о своих доходах. Это тоже исключает массовую скупку земли спекулянтами.

— За счет чего будут такие дешевые кредиты? Ведь показатель годовой инфляции в Украине еще далек от 5—8%?

— Дешевый ресурс банку обеспечит продажа и сдача в аренду государственной земли.

— Ваш прогноз, сколько земли может перейти под крыло государства после открытия рынка?

— Согласно закону «О рынке земли» после открытия рынка главным распорядителем госземель будет земельное агентство. По нашим данным, после снятия моратория государство будет распоряжаться около 12 миллионами га. То есть четвертая часть сельхозземель будет под крылом государства. Речь идет о землях запаса и резервных землях, которые и сейчас находятся в государственной собственности. Также в этот перечень перейдут невостребованные земли — около 1,4 миллиона га (330 тысяч паев) и 1,8 миллиона га — участки умерших людей, которые не имели наследников.

— Вы рассказали, что ждет государственные и коммунальные земли. А что будет с землей людей, которые не захотят ее обрабатывать или сдавать в аренду и выставят на продажу, но покупателя в лице фермера или гражданина Украины не найдется? Ее купит государство или же заберет бесплатно?

— Если участок представляет ценность с точки зрения его сельскохозяйственного использования, сдачи в аренду или для мены с целью консолидации единых массивов — государство купит такой земельной участок. Если же участок не представляет сельхозценности (зарос мелколесьем, закустарен, эродирован), то он может быть законсервирован, а гражданин освобожден от уплаты земельного налога. В любом случае возможность добровольного отказа от участка для гражданина остается всегда, но о принудительном отбирании не может быть и речи.

— С 1 января 2011 года должен заработать открытый единый электронный земельный кадастр. Поясните, о какой степени открытости кадастра идет речь, потому что в соответствующем законе этой информации нет.

— Открытость будет во всем, за исключением персональных данных собственника участка (имя, фамилия). Эти данные, согласно закону об информации, являются конфиденциальными. Зайдя в Интернет, можно будет увидеть кадастровый номер земельного участка, координаты, его целевое назначение, находиться ли он в аренде.

Теперь относительно самого кадастра. Официально он заработает в 2012 году, но мы ожидаем, что в некоторых областях он стартует уже с конца 2011 года.

А с 2012 по 2013 год его база еще наполнится данными о земельных участках на основании оцифровки бумажных архивов, а также планов и снимков, сделанных с помощью аэрофотосъемки. Дальше — период уточнения данных по каждому участку (вынесение его в натуре) за счет государства. Закончить всю работу над единым электронным кадастром планируем до 2020 года.

— Сегодня в Украине часто встречаются случаи, когда на один земельный участок находятся два-четыре владельца с госактами. Как сделать, чтобы имя настоящего хозяина попало в базу единого земельного кадастра?

— Все подобные случаи, возникшие до конца 2011 года, рассмотрят суды, а госагентство выполнит их решение. С 2012 года по два-три собственника на один участок уже не будет, потому что каждому участку присвоят индивидуальный кадастровый номер. Вносить данные о владельце в единую электронную базу земельного кадастра будут специальные региональные государственные кадастровые регистраторы. То есть присвоенный кадастровый номер участка будет стопроцентным доказательством права собственности.

— А где гарантия, что кадастровый номер таким регистратором присвоится реальному собственнику, а не тому, кто больше заплатит?

— Такого не будет. Вводится персонифицированная ответственность для государственных кадастровых регистраторов, регламентируемая именной печатью и цифровой подписью. А все операции в земельной сфере будут происходить по системе «единого окна». Если этот регистратор не согласовал всю необходимую для регистрации или еще какой-либо процедуры документацию, то по истечении отведенного срока (например, 14 дней для присвоения кадастрового номера) его оштрафуют — от 20 до 50 необлагаемых минимумов. При повторном допущении ошибки штраф будет 50—200 необлагаемых минимумов.

— А может, стоило прописать уголовную ответственность за земельные махинации для чиновников?

— 200 необлагаемых минимумов — гораздо больше, чем посадить человека в тюрьму.

— Смотря как посмотреть на это. Если, к примеру, нечестный чиновник поможет незаконно присвоить землю в Киевской области, то вознаграждение для него в разы превысит штраф.

— Я считаю, что таких случаев не будет.

— Сколько в целом стране нужно таких специалистов?

— Это около 1200 новых сотрудников, большинство из которых перейдут к нам из ГП «Центр земельного кадастра Украины». После нового года он реформируется в технического администратора, поскольку кадастровые функции передадут в районные отделения земельных ресурсов.

— Недавно глава государства поручил вам и Генпрокуратуре навести порядок в земельных вопросах. Сколько, по вашим оценкам, украинских земель сегодня у сомнительных владельцев? Какие области в этом контексте вызывают больше всего вопросов?

— Больше всего вопросов к Киевской области. Около 10% всей земли в области находится у сомнительных владельцев. А в целом по Украине этот показатель меньше, но точную цифру затрудняюсь сказать.

— Еще одно задание от Президента Украины Виктора Януковича — как можно быстрее провести разграничение земель коммунальной и государственной собственности. Сколько времен дали на его выполнение? В чем проблема, если за семь лет размежевали только 0,6% таких земель?

— За срыв разграничения отвечают местные власти, которые не финансировали этот процесс. Местным советам было невыгодно проводить черту, потому что им удобно распоряжться одновременно коммунальной и государственной землями.

— А что же государство: разве ему было невыгодно завершить процесс, что оно спустило разграничения на места?

— Выгодно. Мы сейчас как раз и ставим задачу выделить из бюджета в течение трех лет около 600 миллионов гривен на эти цели. До конца 2011 года около 24% земель государственной и коммунальной собственности будет разграничено. В общем, этот процесс завершится до 2015 года.

— Какие средства рассчитывает привлечь государство в первый год от продажи земли после снятия моратория?

— Сложно называть точные цифры, потому что все зависит от окончательного варианта законопроекта и функционирования самого рынка. Но, по предварительным оценкам, в целом по Украине сумма от продажи и аренды земель государственной и коммунальной собственности в первый год может составить около 5 миллиардов гривен.

— Украинские черноземы по своей природе — одни из самых ценных земель в мире, но их стоимость, по прогнозам экспертов, после открытия рынка будет чуть ли не самой низкой в Европе — 500—700 долларов за га. Почему так происходят, с вашей точки зрения? И когда сформируется справедливая цена на украинскую землю?

— В нынешних условиях это объективная цена. Поясню.

Во-первых, если говорить о Европе, то там земля консолидирована в большие, удобные для инвесторов массивы, которые очень инвестиционно привлекательные. У нас же поле площадью 100 га поделено, как шахматная доска. Это сразу же уменьшает стоимость наделов. Поэтому законопроектом предлагается консолидация земель сельхозназначения. Если на одном поле несколько собственников паев и одни хотят продать или сдать в аренду свое имущество, а другие — нет, то законом «О рынке земель» вводится норма, согласно которой паи последних переносятся на край поля. Никто ничего ни у кого не забирает.

Во-вторых, на стоимость земли влияет наличие и степень развитости инфраструктуры для ее обработки (железные дороги, зернохранилища, элеваторы и так далее).

И третий фактор — строгий государственный контроль за использованием земель и сохранением плодородия почвы. У нас это тоже хромает.

Все эти факторы обуславливают сегодня низкую цену на украинские земли. Но в перспективе ее стоимость при продаже или сдаче в аренду будет только расти. Земля будет дорожать с каждым годом. Поэтому я советую крестьянам не продавать землю еще лет шесть-семь (а сдавать в аренду или обрабатывать самостоятельно), пока на нее сформируется реальная цена.

— Ходят слухи, что готовится законопроект о наказании гривной собственников паев, которые не ухаживают или не используют свое земельное добро?

— Такой документ действительно готовится в Минагропромпрод. Насколько мне известно, в качестве наказания будут штрафы. Но пока госземагентство еще не готово озвучить предложения к законопроекту. Мы работаем над ними.

— Расскажите об итогах вашей последней встречи с собственниками крупнейших агрохолдингов страны относительно законопроекта «О рынке земель»?

— Могу сказать, что и иностранные, и украинские юридические лица (в том числе и агрохолдинги) не получат права покупать землю, а только смогут ее арендовать. В общем, поднималось много разных вопросов. Во-первых, от руководителей крупнейших агрохолдингов прозвучало предложение установить минимальную цену при продаже земли на уровне 3-х тысяч долларов за гектар. Агентство против и выступает за то, чтобы этой «минималки» в законе вообще не было. Цену должен диктовать рынок, ведь только предложение и спрос покажет достоверные цифры. Некоторые представители парламентского комитета предлагают, чтобы земельная «минималка» была равной нормативно-денежной оценке земельного участка, выставленного на продажу.

Во-первых, агентство поддержало инициативу крупного агробизнса, чтобы арендованная ими земля после вступления закона «О рынке земли» сохранилась на срок, указанный в договоре аренды. Но с другой стороны, я выступил против того, чтобы после введения рыка земли действовали договора аренды с последующим правом выкупа земельного участка. Я против подобного предложения — все это неправомочно.

— А в окончательном варианте законопроекта «О рынке земли» будет пункт о том, что, например, через 10 лет агрохолдинги получат право покупки земли?

— Нет, этого не будет. Я вам это гарантирую.

КОММЕНТАРИИ

«ПРОЦЕСС ПОКУПКИ И ПРОДАЖИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫМ,А НЕ РЕВОЛЮЦИОННЫМ»

Валерий БЕВЗЕНКО, народный депутат, заместитель председателя комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ:

— Законопроект должен быть доработан. Или же можно в первом чтении его принять, но потом доработать в комитете, чтобы после второго чтения у него был более-менее приличный вид. По своей сути законопроект «О рынке земли» не должен отлучать селян от земли. Если прочитать его в теперешнем виде, создается впечатление, что документ отлучает не только людей от земли, но и показывает, что в стране существует только одна проблема — как проводить работы на земле большим аграрным предприятиям.

То есть в законе выхолощен фермер как таковой. О нем даже ничего не говорится. Единственное, что написано: фермерское хозяйство имеет право покупать землю — и точка. Скажите мне, какой крестьянин сегодня может купить 2100 гектаров земли? Во время парламентских каникул побывал в своем избирательном округе и пообщался с людьми. Могу вам сказать, что большинство селян не хотят никакого рынка земли. Они не хотят не только продавать, но и покупать землю, потому что на последнее у них нет денег. Когда же говорят о продаже, то это их не интересует, потому что свои паи уже сдают в аренду. Реально на земле сегодня работает около 1% жителей страны, а проживает в сельской местности 31%. Поэтому, готовя данный закон к выходу нужно четко понимать, что будет после открытия рынка земли.

Таким образом, закон не является техническим, он — политический. Процесс покупки и продажи земли должен быть эволюционным, а не революционным. Как это было в цивилизованном мире. Почему наши специалисты из Минагропромполитики не берут за основу опыт крестьян Западной Европы? Законодательство в Западной Европе не позволяет фермеру работать более чем на 150 га земли. Даже если он имеет в собственности 150 га земли и, получив наследство от отца, он все же не имеет права обрабатывать больше. Потому что 150 гектаров — максимальная физиологичная норма для крестьян, которые работают на земле. За сотни лет собственности земли цивилизованный мир пришел к такой формуле. Поэтому говорить, что наш фермер может купить 2100 гектаров — просто нонсенс.

«ПЕРВЫЕ 10 ЛЕТ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СОСРЕДОТОЧЕНИЮ ПЛОЩАДЕЙ В ОДНИХ РУКАХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БОЛЕЕ ЖЕСТКИМИ»

Андрей МАРТЫН, и. о. заведующего кафедрой землеустроительного проектирования Национального аграрного университета:

— Земельные реформы в нашем государстве перереформатированы. К сожалению, за все эти годы земельная реформа реальной ощутимой пользы сельскому хозяйству пока еще не принесла. По сути, все, что сделали, —перераспределили землю сельскохозяйственного назначения между бывшими работниками колхозов. Причем владельцами земельных паев стали лишь 15% населения Украины и менее половины из них — сельское... Когда проводили в 90-х — начале 2000-х разделение на паи, то все надеялись, что среднестатистический крестьянин, получив пай, станет фермером западноевропейского или североамериканского образца. Самостоятельно начнет обрабатывать земельный участок, купит маленький трактор, будет на нем ездить. Но не так произошло, как предполагали. Большинство владельцев паев — пенсионеры. Молодой сельский парень, ровесник нашей независимости, земли не имеет, потому что земельная реформа прошла мимо него. Приобрести земельный участок, чтобы самостоятельно на нем работать, он тоже не может. Следовательно, вынужден ехать в город, или же на заработки в большой город или за границу, или же спиваться. А земельный участок должен быть для него рабочим местом, но сегодня этого не происходит. Большинство украинских крестьян (68% официально, а неофициально — еще больше) на земле самостоятельно не работают, а передают в аренду. Поэтому сегодня настоящего хозяина на земле не появилось.

Поэтому открытие рынка земли должно стать глотком воздуха для украинского села. По законопроекту «О рынке земли» еще нужно дискутировать. Например, по количеству сосредоточения земель в одних руках. По моему мнению, подход здесь должен быть региональным. И, очевидно, первые 10 лет после открытия рынка земли ограничения по сосредоточению площадей в одних руках должны быть жестче, чем 2011 га. Земли сельскохозяйственного назначения в нашем государстве по результатам запуска рынка должны сконцентрироваться в собственности украинских крестьян, прежде всего фермеров, жителей того же территориального сообщества, где находится земельный участок, чтобы люди начинали самостоятельно заниматься агробизнесом, создавать рабочие места и развивать сельские территории. Агрохолдингам и большим предприятиям законопроект не выгоден, так как не позволяет становиться владельцами земли. От земельного рынка отсечены и иностранные инвесторы, и это правильно, потому что свободных денег в мире очень много, и превратиться в аграрный придаток какой-либо большой страны — это не перспектива для Украины. Главная цель земельной реформы — сконцентрировать земли сельхозназначения в собственности граждан Украины, реальных жителей села, ведь сельское хозяйство может стать локомотивом украинской экономики...

«ЗАКОНОПРОЕКТ ЗАКЛАДЫВАЕТ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НА ЗЕМЕЛЬНОМ РЫНКЕ»

Аркадий КОРНАЦКИЙ, председатель общественной организации «Селянський фронт»:

— Если нынешний официальный законопроект «О рынке земли» станет законом, это будет иметь немало последствий для АПК и селян-землевладельцев, но среди них не будет ни одного позитивного. Главной проблемой для сельхозпредприятий может стать хаос в землепользовании, потеря земельных активов и бизнеса, а для крестьян открывается реальная перспектива несправедливого обезземеливания.

Официальный законопроект «О рынке земли» улучшить невозможно, его стоит полностью аннулировать. Это документ не просто нерыночный. Достаточно вдуматься лишь в содержание ст. 30 и п. 1 Заключительных положений законопроекта. Легким движением руки власть хочет лишить миллионы селян и сельхозпроизводителей права собственности на сотни тысяч гектаров сельхозземель, занятых несельскохозяйственными угодьями — полевыми дорогами, проездами, полезащитными насаждениями и т.п. В ст. 12 закладывается правовая основа для лишения тех же лиц права собственности на земельные участки под хозяйственными зданиями и дворами, а это еще сотни тысяч гектаров. Все эти земли, без которых сельхозпроизводство невозможно, в 90-х годах разгосударствили, передали в собственность колхозников, на это есть Государственные акты, распределение этих земель урегулировано ст. 30 действующего Земельного Кодекса Украины. Лишение людей их земельных — конституционных — прав, прямо противоречит Конституции Украины. Буквально каждая статья законопроекта закладывает бюрократические и коррупционные предпосылки на земельном рынке.

«НУЖНО ПРОВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ, А НЕ СПЕШИТЬ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Клаус ДАЙНИНГЕР, ведущий экономист Всемирного банка (Вашингтон):

— Самая большая проблема законопроекта «О рынке земель» в том, что государство получает очень значительную власть в земельных вопросах. В документе также существует много пунктов, призванных защитить фермера. Однако они могут иметь и обратный эффект. Поэтому нужно сначала провести обстоятельное исследование земельных вопросов, а не спешить с принятием законодательства.

«ОДНА ОПИСКА ИЛИ НЕТОЧНОСТЬ В ДОГОВОРЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕОФОРМЛЕНИЮ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ»

Александр ПОЛИВОДСКИЙ, директор юридической фирмы «София»:

— В законопроекте «О рынке земли» содержится положение, которое позволяет приобретать право собственности на земельные участки только физическим лицам, фермерам и государству. Однако в таком случае трудно говорить о привлечении средств в сельское хозяйство, ведь как фермеры, так и физические лица, как правило, не имеют существенных средств для инвестирования. Но те, кто имеет, вряд ли будут инвестировать от своего имени, а не от имени юридического лица, поскольку ведение полноценного бизнеса в статусе лишь физического лица невозможно из-за налоговых и других организационных причин. На первый взгляд, казалось бы, не слишком важный пункт 1 статьи 22 Закона Украины «О государственном кадастре» содержит такое требование: документы не должны содержать исправлений и орфографических ошибок. Одновременно, другое положение данного же закона устанавливает: государственный кадастровый регистратор отказывает во внесении изменений в Поземельную книгу в случае, если документ не отвечает законодательству (п. 6 ст. 26). Следовательно, одна описка или неточность, отсутствие запятой в договоре может привести к тому, что право на землю не будет оформлено. При этом механизмы изменения в таких документах не предусмотрены, хотя праву на ошибку чиновников посвящена статья 37 данного закона под названием «Исправления ошибок, допущенных при ведении Государственного земельного кадастра». Кроме того, в Законе «О земельном кадастре» введены дополнительные органы при оформлении права на землю. Сегодня этим занимается Управление земельных ресурсов и Государственный земельный кадастр, а с 2013 года, в соответствии с упомянутым законом, свидетельство о праве собственности на земельный участок будут выдавать органы регистрации прав на недвижимость, то есть органы БТИ.

«ОКОЛО 8—12 МИЛЛИОНОВ ГЕКТАРОВ НЕ ИМЕЮТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ»

Алекс ЛИССИТСА, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:

— Существует два варианта «черновика» законопроекта «О рынке земель»: народного депутата и правительства. Последний дает государству право исполнять роль очень значительного органа по управлению землями. Это может нанести удар по АПК Украины. Сегодня около 8—12 миллионов га не имеют владельцев. Поэтому после открытия рынка они отойдут в собственность государства. И это не единый кусок, а земли, разбросанные по всей Украине. Что с ними будут делать: сдавать в аренду, продавать, как, кому, на каких условиях? В законопроекте не прописана схема продажи (аукцион или по фиксированной цене) или сдачи в аренду государственной земли. Поэтому возникает риск коррупции: этому дам, а тому — нет. Еще один риск: не все селяне смогут купить землю из-за недостатка денег. Вот это следует исправить: нужно, чтобы люди, последние 20 лет работавшие на земле, имели первоочередное право ее купить. А этого в документе не записано.

«ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО НЕ ТОРГОВАТЬ ЗЕМЛЕЙ, А ВЫСТУПАТЬ ТОЛЬКО КАК РЕГУЛЯТОР РЫНКА»

Асад ЛАПШ, региональный директор «Agrogeneration»:

— Законопроект «О рынке земель» устанавливает не очень четкие правила игры на этом рынке. Есть два основных замечания. Первое — государство должно не торговать землей, а выступать только как регулятор рынка. Если владелец земли неправильно обращается с землей или не ухаживает за ней, тогда государство действительно должно вмешаться, забрать участок и передать другому через механизм продажи или аренды. Второе — сегодня существует государственный орган, отвечающий за регистрацию договоров аренды земли. После снятия моратория он остается неизменным. Почему договоры о купле-продаже или аренде земли, дома или другого недвижимого имущества и в дальнейшем предлагают оформлять в этом госоргане, а не у нотариуса? Непонятно. Весь процесс (предложение, покупка, сдача в аренду, регистрация договоров купли-продажи) замыкается в одной государственной организации — получается какая-то супермонополия.

«ЗЕМЛЯ МОЖЕТ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕЙТИ В СОБСТВЕННОСТЬ УЗКОГО КРУГА ЛИЦ»

Максим ФЕДОРЧЕНКО, руководитель ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине»:

— После принятия законопроекта «О рынке земель» в среднесрочной перспективе можно ждать существенных изменений в АПК, которые будут носить «персональный» характер. То есть может произойти вытеснение с рынка нынешних игроков новыми. К сожалению, это изменение не будет иметь ничего общего с конкуренцией. Если регуляция экспорта агропродукции сохранится в нынешнем виде, а правительство «продавит» идею повышения нормативной оценки, то введение рынка, предусмотренного этим законопроектом, создаст ситуацию, когда земля может постепенно перейти в собственность узкого круга лиц... Этот законопроект предусматривает создание всех условий для ручного управления обращением земель сельхозназначения. Кроме того, он создает условия для «замораживания» роста цен на землю, который обещают селянам, потому что круг покупателей существенно сужен. Таким образом, можно ожидать дальнейшего обнищания села и опустения сельской местности. В таком виде этот проект следует отклонить. На мой взгляд, депутатам лучше сосредоточиться на документах по повышению эффективности контроля использования земель, сохранении плодородия, введении природоохранных мероприятий и формировании продовольственных резервов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать