В теплые края за пенсией
Что заставляет людей преклонного возраста оставлять в селах насиженные места и перебираться в мегаполисы?...Ночью гуси возвращались из теплых краев, курлыкали в темноте, приветствуя родную землю. А старая Мария всю ночь собирала чемодан — завтра за ней должен приехать сын и забрать в город. Там не будет родной хаты, мазаных полов, закопченной печи, огорода до берега, груши-дички на меже, трех курочек, языкатой соседки. Зато там будет пенсия...
По информации, предоставленной руководителем пресс-службы Черкасского горисполкома Татьяной Немченко, за прошлый год в отделы собеса двух районов города Черкасс — Приднепровского и Сосновского — поступило более 2,6 тыс. новых пенсионных дел со всей области. У трети людей, взятых на учет (около 800 человек), не было черкасской прописки. Однако им, наравне с теми, кто и оформил прописку, регулярно платили пенсии. Более того, за счет городской казны им погасили значительные, иногда фантастические задолженности (одна бабуся из Тальновского района приехала в Черкассы с долговым письмом, где было указано более 1,5 тыс. грн.!). Сумма выплат по подобным письмам по одному только Приднепровскому исполкому составила в прошлом году около 400 тыс. грн.
— Это настоящее стихийное бедствие, — заявил «Дню» начальник отдела социального обеспечения Приднепровского района Анатолий Максименко. — Сейчас повторяется ситуация прошлого года. Люди преклонного возраста массово переводят свои пенсионные дела в областной центр, потому что в районах выплату их кровных задерживают на несколько месяцев. У нас с этим пока проблем нет. Однако городской бюджет не резиновый, растянуть его невозможно. Массовый наплыв переселенцев (настоящих и фиктивных) в результате приведет к тому, что и в Черкассах начнут задерживать пенсии.
Какие-то санкции к бабушкам и дедушкам, законно прописанным у своих детей или внуков, городская власть применить не может. А вот в отношении лиц без прописки (так называемых временно проживающих), определенные ограничительные меры в стенах Черкасской мэрии уже готовятся. Так, городской председатель Владимир Олийнык дал команду на собирать документальные свидетельства о лицах пенсионного возраста, которые вроде бы временно проживают у своих родственников в Черкассах, стоят на учете в местном собесе, а на самом деле живут там, где и жили, — в селах, приезжая в Черкассы всего лишь раз в месяц, чтобы расписаться в ведомости и получить пенсию.
Предлагается начать почти целое расследование — с опрашиванием соседей, привлечением домовых комитетов, участковых милиционеров, запросами по предыдущему месту проживания и тому подобное. На основании собранного «компромата» рекомендуется передавать дела в суд. Очевидно, что собесам заниматься такой работой не под силу. По словам Анатолия Максименко, нагрузка на одного работника его отдела уже сегодня превышает норму в полтора-два раза (2—2,5 тыс. пенсионных дел вместо 1,5 тыс.). Создавать отдельную структуру «для следствия» нецелесообразно — денег и так маловато.
— Распоряжение городского председателя вряд ли решит проблему, — сказал в интервью «Дню» председатель исполкома Приднепровского района города Черкасс Григорий Сасько. — Воевать с переселенцами, а тем более судиться с ними, вряд ли кто осмелится. Это такие же труженики, как и городские, — они так же целую жизнь проработали не покладая рук и не их вина, что в селах задерживают выплаты: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. К тому же законом не предусмотрены какие-либо ограничения миграции пенсионеров, а значит, и их пенсионных дел. Когда у сельчанина или сельчанки есть в Черкассах родственники, которые согласны предоставить им приют, никто этому человеку не запретит жить у них и получать по месту фактического проживания свою пенсию. Судебный процесс, даже если он и состоится, будет иметь только рекламный эффект, и поток пенсионеров из районов в областной центр еще больше возрастет.
Тем временем «беженцы» из сел продолжают прибывать в Черкассы. Наибольшее количество дел поступает от бывших (?) жителей соседнего Черкасского, Чернобаевского, Каневского и некоторых других районов. Черкасской мэрии отступать просто некуда. На фоне проблем, связанных с недавним распределением областного бюджета (городу недодали около 9 млн. грн.), дальнейшие проволочки могут привести к катастрофе местного масштаба. Как сообщили в пресс- службе мэрии, отныне основным аргументом в борьбе с пенсионными «нелегалами» будут так называемые коммунальные претензии (жильцы без прописки соответственно не платят за воду, тепло, газ, и это наносит значительный ущерб городской казне). Конечно, это более серьезный подход по сравнению с игрой в частных следователей. В конечном счете мэрия может пустить в ход «тяжелую артиллерию» — общественные слушания. Жесткая позиция пенсионеров-горожан может стать для исполкома удобной причиной для более жестких решений в отношении пенсионеров-сельчан.
Но все же, по мнению наблюдателей, наиболее оптимальным выходом было бы правительственное постановление относительно тревожной тенденции, угрожающей не только Черкассам, но и другим мегаполисам, выплачивающим пенсии (пока) без задержек. Логичным было бы заблаговременное (а не тогда, когда городской бюджет будет трещать из-за нашествия пенсионных дел из сел) обращение мэра Черкасс В.Олийныка, который является председателем Ассоциации городов Украины и в то же время советником премьер- министра, в тот же Кабмин с просьбой урегулировать ситуацию, принять необходимое постановление и отвести от многих городов «внеплановые» бюджетные банкротства. Но если премьеру и удастся скорректировать миграцию сельских жителей в города, то обеспечить своевременные выплаты в глубинке не подвластно, наверное, и самому Господу Богу, насколько нищие бюджеты наших районов, настолько нищее наше государство.
Выпуск газеты №:
№69, (1999)Section
Панорама «Дня»