Перейти к основному содержанию

Валентина БОРИСЕНКО: «Под лозунгом борьбы с «шароварщиной» разрушаются элементы народной культуры»

04 января, 00:00
В последнее время все больше говорится о необходимости восстановления традиций, свойственных украинцам. Чаще всего эта тема вспоминается при приближении праздников, особенно таких масштабных, как Новый год и Рождество. Тем более, что учитывая последние тенденции празднования — массовые гулянья, фейерверки и концерты — иногда возникает сомнение по поводу того, что именно это и есть свойственная украинцам традиция. О традиционных празднованиях зимних праздников и корнях некоторых современных действ — в интервью с заведующей кафедры этнологии и краеведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, профессором Валентиной БОРИСЕНКО.

— Если говорить о празднике зимнего солнцестояния, то здесь есть триада традиционных праздников. Сначала идет Сочельник, потом Рождество, Новый год по старому стилю — с 13- 14 января и Крещение, которое замыкает данную триаду. Эти праздники у нас всегда были очень развиты, с почитанием разнообразных культов, в первую очередь культа растительности (традиционный сноп — Дидух), культа пращуров, который проходит «красной нитью» сквозь все эти праздники. Однако в течение двадцатого века произошли очень интересные трансформации, даже деформации народных обычаев. Еще в двадцатых годах были попытки вытеснить традиционную обрядность так называемой «красной» обрядностью — красные колядки, красные свадьбы, красные крестины и т. д. Поскольку все это не прижилось, колядки, щедровки, празднование старого Нового года просто начали запрещать. В двадцатые годы гонениям подверглась даже елка, как религиозный пережиток царской России. Потом же, когда состоялась новогодняя елка в Кремле, начали возрождать эту традицию и в школах — таким путем она пришла в село. Все это свидетельствует о том, что традиция имеет свои внутренние законы развития: она может на определенное время «стихнуть», а потом снова обрести полную силу. Это обусловлено универсальной формой заложенных в ней ценностей, свойственных Украине — символы зимних праздников, символы очищения через огонь и воду. Они также свойственны и для многих народов Азии и Европы, а также очень четко проявляются в отечественных традициях. Например, после нового года мусор, который заворачивали в хате, выносили в сад и сжигали там — это должно было принести очищение саду, содействовать урожайности. Следует отметить, что украинская обрядность, если сравнивать ее с другими славянскими, сохранила очень много старинных этнографических реликтовых форм и немало дохристианских верований. Одно из характерных — это то, что волы в новогоднюю ночь между собой разговаривают. Интересно, что этот разговор нельзя было подслушивать. Согласно преданию, один хозяин подслушал, о чем волы говорили, и был жестоко наказан. Пророчество волов о его смерти оправдалось. Многие традиции связаны с культом пращуров: существует верование, что умершие приходят ужинать и вечером не забирают миску с кутьей со стола, кладут ложки.

— Скажите, не существует ли противоречие между традиционными праздниками и современным календарем?

— Противоречие, скорее, есть в нашем закостенелом сознании: мы объявили Рождество выходным днем, но не празднуем его по-настоящему. Скажем, у студентов рождественские праздники сопровождаются экзаменационной сессией. Это, на мой взгляд, не совсем правильно. Люди должны праздновать этот величественный праздник, во время которого происходит гиперболизация чувств, человек ощущает свою причастность к этому величественному действу. Эта сказка и все эти верования вообще очень нужны людям, ведь фантастический мир — неотъемлемая черта для каждого человека. И я думаю, что отметив Новый год, ничто не мешало бы нашим людям праздновать Рождество. Скажем, традиция, когда в Сочельник вся семья должна собираться за столом, хорошо сохранена в западных областях, но наши студенты не могут приехать домой, чтобы отпраздновать Рождество. И это остатки советского прошлого, которое порождает внутренний конфликт, ведь многие возвратились к Рождеству и хотят праздновать его. А все это приводит к появлению того вакуума в человеческих душах, о котором так много сейчас говорят.

— Сейчас очень усилилась миграция по линии село-город, можно ли говорить об ассимиляция носителей традиционной культуры городом? Или они сами потихоньку меняют городские традиции?

— Здесь есть определенная взаимосвязь — единение этих двух культур и необходимость как первой, так и второй. Например, когда колядки запрещали, шестидесятники ходили и колядовали по городам. Этим самым они вызвали вспышку национальной идеи и того же, осужденного потом, национального возрождения. Т.е. сельская традиция, которая была запрещена в селах, была восстановлена в городе, который оказал очень большое влияние на духовную часть шестидесятничества. И сейчас уже город может помочь деградированному селу, которое многое утратило. И город также сможет тем самым себя обогатить. К тому же, много городских жителей имеют свои корни в селе, и именно эта ностальгия по детству, которое является наиболее яркой страницей в жизни человека и тем, что остается на всю жизнь, влияет на то, что люди даже в городе не хотят лишать себя каких-то традиций, к которым они привыкли с детства. И я думаю, то что наши СМИ игнорируют традиции под маркой того, что это «шароварщина», что это село — все это политизация этих процессов. Во- первых, когда термин «шароварщина» использовали Винниченко и Хвылевой, они имели в виду те вещи, которые сейчас процветают в нашей жизни, и все эти уличные напевы, та же Верка Сердючка — это и является «шароварщиной», а не этнокультурой. И сейчас Западная Европа, которая в процессе урбанизации общества утратила немало этнографизмов, пытается всеми силами сохранить все, что у них осталось. У нас, к счастью, пока что все эти этнографические элементы очень хорошо сохранены. Я говорю пока что, ибо сейчас мы являемся свидетелями терактов большой разрушительной силы, ибо под лозунгом борьбы с «шароварщиной» искусственно разрушаются элементы народной культуры.

— Можно ли говорить о необходимости осовременивания традиционной культуры?

— Осовременивание культуры происходило на протяжении веков, и если искусство актуально, оно не нуждается в осовременивании. Взять, например, наши колядки и щедровки — это же глубочайший пласт дохристианской культуры, который современен и сегодня: там нет таких вещей, которые не были бы созвучны современным категориям добра, любви и т. д. Конечно, некоторые элементы, например ряженья, можно и осовременить и они осовремениваются, прибавляются новые персонажи, новые сюжеты. Не нужно бояться, если там будет какой-то новый элемент, актуальный для нового столетия, ибо если элемент культуры интересный и натуральный, а не насажденный, он будет существовать. Можно осовременивать некоторые элементы культуры, но не нужно заниматься современным мифотворчеством, как это часто делается. Например, применение термина «кулич», или славянская, читай русская, масленица. Дело в том, что украинская масленица кардинально отличается от русской — ей присуща общеевропейская традиция карнавала или театральных действ. Об этом писал даже Миллер еще в ХІХ веке, т. е. это отмечали даже европейские исследователи. И сейчас вытеснение присущих нашей культуре таких сакральных элементов приведет к очень трагическим последствиям, ведь разрушается традиционное мышление, язык, обряды и т.д.

— Имеют ли традиционные корни такие новые традиции празднования Нового года, как массовые гулянья и массовые уличные театральные действа?

— Да, конечно. Вообще, формы общения: и общественные, и особенно — семейные очень связаны с календарем. В традиционном быту существовали общины парней и девчат, и ясно, что они выходили за пределы традиционного семейного праздника, ибо им нужно было молодежное и более широкое, чем семейное общение. Все это имеет очень традиционную и очень древнюю форму, которая идет не от украинцев, а от многих древних народов. Ведь именно в зимние праздники молодые люди учились колядовать, выбирали лучшего и, попраздновав в хате, конечно, выходили на гулянье. Сейчас же все эти гулянья и являются современным прототипом тех празднеств молодежных общин.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать