Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Валерий КУЧИНСКИЙ: Украина в ООН — эталон миротворческой деятельности

14 мая, 00:00
ООН имеет возможность снова восстановить реноме эффективной организации, к которой прислушиваются, с которой считаются, а главное — рекомендации которой претворяются в жизнь. Международное сообщество может «испытать» свои силы в решении иракского вопроса. Сегодня Организация помогает иракцам в формировании временного правительства страны, которому Коалиционная временная администрации 30 июня должна передать власть. Члены Совета Безопасности ООН также постоянно проводят консультации по поводу новой резолюции по Ираку, которая бы предусматривала меры по организации переходного политического процесса в стране. Ожидается, что ее окончательный текст будет согласован к 18 мая. В следующий же четверг должно состояться открытое заседание Совета Безопасности по Ираку. О том, какой может быть помощь ООН в решении послевоенных иракских проблем, в интервью с Постоянным представителем Украины при Организации Объединенных Наций Валерием КУЧИНСКИМ.

— Одной из самых горячих тем в ООН остается «иракский вопрос». Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Ираке? В чем может заключаться «стабилизационная» роль ООН?

— В последний месяц «иракский вопрос» снова приобрел остроту. Украина выступает за урегулирование нынешнего кризиса средствами переговоров, диалога всех заинтересованных сторон. По нашему мнению, политический диалог остается единственным эффективным путем мирного решения проблемы. Незаурядное событие в истории Ирака и, без преувеличения, мирового сообщества, должно произойти 30 июня. В этот день формально будет восстановлен суверенитет страны, и иракцы сами смогут начать руководить своим государством. Никто не говорит, что сразу нормализуется ситуация и спадет волна насилия. Международный терроризм, к сожалению, нашел в Ираке благоприятную почву. Но процессу нормализации политической и экономической ситуации нужно содействовать четко и последовательно. Этой цели добиваются не только США и другие члены коалиции, но и ООН. После 30 июня роль ООН в Ираке, бесспорно, будет усилена. Главное, на мой взгляд, не повторять ошибок прошлого и возобновлять присутствие Организации в стране постепенно. Этому процессу мы будем всячески содействовать как политически, так и нашим присутствием в Ираке.

Уже многократно и многими политиками было сказано, что потенциал ООН может быть эффективно использован в Ираке. ООН с января этого года осуществляет посреднические функции в вопросе формирования переходного правительства Ирака и продолжит оказывать содействие в проведении общенациональных выборов в стране, разработке постоянной конституции, подготовке кадров местного управления, не говоря уже о предоставлении гуманитарной помощи. Считаю, что даже в нынешней сложной ситуации целесообразно приобщить ООН к процессу выработки общей стратегии выхода из кризиса. Большинство членов ООН рассчитывает, что предложения Специального советника Генсекретаря ООН в Ираке Л. Брахими, который сейчас активно работает в стране, получат поддержку в Совете Безопасности ООН и летом этого года у иракцев будет избранное ими же самими переходное правительство и другие правительственные консультативные механизмы.

Бесспорно, главным фактором, от которого зависит весь процесс, является безопасность. Ее усиление требует значительных усилий, и Украина здесь вовлечена очень активно. Деятельность ООН в Ираке должна быть защищена. С этой целью возможно создание специальных сил обеспечения безопасности ООН в Ираке, которым, как и многонациональным силам, СБ ООН должен дать четкий мандат. Именно эти вопросы в этом месяце станут предметом горячей дискуссии в Совете Безопасности.

— Нужно ли осуществлять полную передачу контроля в Ираке Организации Объединенных Наций?

— ООН в этой стране должна играть важную роль. Это так. Но не нужно искать в ООН панацеи. ООН — это те же самые страны, которые участвуют в восстановлении Ирака. Это США, имеющие значительное влияние в Организации. Это Великобритания, Россия, Франция, Германия. Это мы — участники многонациональных сил. Многие аналитики забывают простую вещь — перед тем, как принять решение о передаче полного контроля ООН, нужно узнать мнение самих иракцев — тех простых людей, которые 13 лет страдали от сурового эмбарго ООН, представление которых об Организации формировалось жесткой пропагандой режима Саддама Хусейна. И потому роль и место ООН в Ираке должны определяться в диалоге с иракским обществом.

Предположим, передали бы всю полноту власти ООН завтра. Что дальше? Все вдруг изменится к лучшему? Не уверен. Более того, не исключено, что такой подход в современных обстоятельствах мог бы привести ко второму 19 августа — в этот день в прошлом году в результате теракта в Багдаде погибли Спецпредставитель Генсекретаря в Ираке С. Виейра де Мелло и еще более 20 человек, 100 получили ранения. Стратегия возвращения ООН в Ирак должна быть тщательно продуманной, постепенной, с четким мандатом, функциями, средствами.

ООН имеет уникальный опыт и возможности, и их стоит использовать. Однако, как показал последний пример — референдум по плану К. Аннана об объединении Кипра — ооновские предложения должны находить поддержку прежде всего среди населения страны, где будет действовать ООН.

Много пишется о необходимости начала классической миротворческой операции ООН в Ираке. Это хорошая идея, но чтобы начать такую операцию, нужно потратить только на переговоры от трех до шести месяцев. Ситуация же в Ираке не позволяет такой роскоши и требует использовать все имеющиеся сегодня возможности для нормализации ситуации.

В последнее время в Организации наиболее распространена форма мандата ООН на обеспечение безопасности в кризисный период. Такой вариант применяется в Афганистане, в Косово, до недавнего времени применялся на Гаити, в Кот-д’Ивуаре, в ряде других африканских стран. Это не классические силы под командованием ООН, а силы из разных стран, которые могут их предоставить оперативно и которые уполномочены от имени ООН обеспечивать безопасность в кризисном регионе в определенный период. В Ираке, в соответствии с резолюцией 1511(2003), действуют именно такие силы. Это не является каким-то искажением классической миротворческой операции, это одна из стабильных форм деятельности ООН по установлению мира. К сожалению, не все понимают разницу в этих вопросах.

— Как в ООН относятся к участию Украины в многонациональных силах в Ираке?

— С пониманием и уважением. С пониманием важности и опасности миссии, а с уважением за смелость и обдуманность действий, за принципиальную и последовательную позицию. Будучи Постоянным представителем Украины при ООН, не помню ни одного раза с начала «иракского кризиса», чтобы мои коллеги из других миссий высказывали претензии в отношении нашей позиции по Ираку или участия в стабилизационных процессах в стране. Даже горячие критики действий США в регионе отмечают миротворческий характер присутствия Украины и высокий профессионализм наших военных. Украина в ООН всегда воспринималась как определенного рода эталон миротворческой деятельности. Это помнят во многих странах. А что касается Ирака, то, как выразился один ближневосточный дипломат во время частной беседы со мной, — на Востоке не важно, что и сколько ты принесешь, важно, в какой момент ты предложишь свою помощь.

— Испания, Доминиканская Республика и Гондурас вывели свои войска из Ирака. Что будет делать Украина в ситуации «расползания» коалиции?

— Мы будем продолжать выполнение задач, определенных резолюциями Совета Безопасности ООН 1483(2003) и 1511(2003) — содействие обеспечению стабильности и безопасности в Ираке. СБ ООН еще в мае, а потом в октябре 2003 года обратился к странам-членам ООН с призывом оказать помощь иракской стороне в восстановлении страны и создании условий стабильности и безопасности, в том числе путем предоставления военных подразделений. Мы отозвались одними из первых и будем продолжать нашу миссию.

Безусловно, понятны причины, побудившие испанскую сторону к принятию такого решения. Однако хотел бы напомнить слова министра иностранных дел Украины, что действия Испании не станут для нас примером для подражания. На данном этапе вопрос о выводе украинского контингента из Ирака не стоит на повестке дня. У нашего контингента только одна миссия — помочь иракской стороне восстановить правопорядок и стабильность в стране, отстроить экономическую и социальную инфраструктуру, провести важные политические преобразования. Считаю, что мы успешно справляемся с этой задачей. Нашу работу, как вы знаете, положительно оценивает не только коалиционное командование, но, что наиболее важно для нас, — простые иракцы, жители провинции Васит. Последовательная и принципиальная позиция Украины в «иракском вопросе» требует от нас не бросать на произвол судьбы иракский народ в трудное время. Что будет, если международное военное присутствие вдруг исчезнет? Гражданская война? Хаос? Неужели это то, что нужно мировому сообществу, то, что нужно региону Ближнего Востока? Думаю, что нет. И не только мы так считаем. Подавляющее большинство членов Совета Безопасности сходится во мнении о важности продолжения обеспечения безопасности в Ираке, хотя бы для того, чтобы помочь новому переходному правительству стать на ноги и подготовить почву для дальнейшей работы постоянных органов государственной власти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать