Век учи. Век учись!
С праздником, дорогие учителя!![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000929/4176-1-1_0.jpg)
В школах Украины традиционно отмечается День учителя: произносятся теплые слова благодарности и любви, дарятся цветы и устраиваются концерты школьной самодеятельности. В праздничный день как-то по-иному воспринимаются и школьные будни, наполненные предреформенным напряжением. Решатся ли проблемы, мучающие школу сегодня? Этот вопрос волнует и просвещенцев, и учащихся, и родителей. Об этом же шла речь на пресс-конференции министра образования и науки Украины Василия Кременя по актуальным вопросам проведения реформы, посвященной Дню учителя. Обсуждали 12-бальную систему оценивания, 12-летний срок обучения, психологический климат в ученических коллективах. «Пока будем бояться что-то изменить, чтобы отказаться от стереотипов прошлого, нам останется только менять вывески на такие слова, как «лицей», «гимназия», — пишет в своем письме в «День» читатель М. Ферима из Днепропетровска . — Нам не безразлично, какими вырастут наши дети и чему их научат в школе, какой потенциал они получат».
Нынешние свойства нашего образования — наследство коммунистической системы, которая стремилась искоренить критическое мышление как таковое, а заодно и волю, и способность граждан определять собственные цели и решать собственные проблемы самостоятельно. Ведь ни для кого не секрет, что наши дети свои обширные знания не умеют применять в повседневной жизни. Учителя же сталкиваются с тем, что не могут одновременно обучать детей независимому мышлению и забивать им головы ворохом разрозненных фактов. Подготовка преподавательского состава может оказать ключевое влияние на просвещение и, таким образом, на общество ХХI века — может способствовать его успешному развитию, либо существенно затормозить это развитие.
Начнем разговор с реалий, в которых живем. За годы нашей Независимости мы не приблизились к уровню жизни развитых западных стран и вряд ли приблизимся в ближайшее время. Это означает, что трудности нашей сферы образования и дальше будут существенно отличаться от проблем, стоящих перед учителями западных стран. Даже похожие проблемы будут продолжать существовать в отличающихся измерениях — и решение их будет различным. Запад не сможет помочь нам в подготовке учительских кадров, так как не знает, как решить наши проблемы в принципе. Закон об образовании в Украине провозглашает систему образования приоритетной в развитии страны, но как реализуется эта приоритетность всем известно. Если так пойдет и дальше, то образование по-прежнему будет оставаться низкооплачиваемой, непрестижной сферой труда.
Профессия педагога — одна из самых массовых. Кто же будет пополнять ряды преподавателей? Самые способные и талантливые будут поступать на престижные факультеты (право, экономику, менеджмент), а в педагогику придут те, чьи амбиции скромнее. Безусловно, будут и исключения.
Однако стремящихся «в учителя» по призванию, имеющих высокую мотивацию работать именно в просвещении, будет немного. Нравится нам или нет, а профессия учителя пока так и остается сферой для «пролетариев» умственного труда. (Известный венгерский профессор заметил, что один из простейших способов переместиться из «рабочего класса» в более высокое сословие — получить профессию учителя.) Поэтому значительная часть учителей и отличается безынициативностью, тривиальностью мышления. Они скучали на лекциях, не горели желанием приобретать глубокие научные познания, а только ждали получения диплома, чтобы повысить свой шанс в поисках работы. Они соглашаются на малооплачиваемую, но стабильную работу, а при удобном случае меняют ее на оплачиваемую получше. Во время прохождения обучения на курсах повышения квалификации они просят упрощать материал до уровня понимания ребенка и не понимают, для чего им развивать собственное мышление.
Да, в последнее время много говорится о подготовке будущих учителей, выражается неудовлетворение уровнем преподавания в школах, высказываются критические замечания в адрес учителей. Однако в плодотворность крупных инвестиций в подготовку преподавательских кадров мало кто верит. Покупка компьютерного класса или ремонт крыши — вещи более ощутимые, а процесс обучения учителей видится как происходящий сам по себе. Не потому ли забуксовала наша школьная реформа, что не готовы наши учителя к переменам? Об этом как-то не подумали, вводя 12-балльную систему. Теперь учителей будут учить считать до двенадцати в течение полугода. Ляжет это «обучение» в основном на плечи институтов усовершенствования, которые даже за год не успеют поработать со всеми учителями Украины.
Интересными оказались результаты опроса 315 учителей и 68 директоров общеобразовательных школ разных типов относительно приоритетов в программе обновления системы образования, проведенного Центром практической психологии и социологии Киевского межрегионального института усовершенствования учителей им. Б. Гринченко. По результатам опроса на первом месте — обеспечение финансирования материально-технического оснащения учебных заведений и обеспечение гарантий приоритетности образования и социальной защиты педагогов. На последнем — упорядочивание и рационализация сети учебных заведений, а также усовершенствование системы оценивания и увеличение срока обучения. На просьбу обозначить проблемы для первоочередного решения в одной из анкет (анонимных) написано: «Отказаться от балльной системы оценки знаний учащихся, снять со школы ответственность за недостатки семейного воспитания, ввести многоступенчатую апробацию инноваций, снять альтернативность учебников, сократить управленческий аппарат до разумного уровня, запретить необоснованные эксперименты в образовании…»
Хочется сказать несколько слов об экспериментах. Опрашивая учителей относительно того, что их еще удерживает сегодня в школе, и особенно молодых, я слышала примерно один и тот же ответ: «Возможность работать творчески». Не потому ли, несмотря на сильное постарение учительского возраста в Киеве, в коллеже им. В.Сухомлинского средний возраст учителя — 33 года? Именно возможность экспериментировать, искать решения проблем без особого разрешения свыше и привело в этом учебном году в родные стены четырех бывших выпускников коллежа в качестве учителей после окончания педагогического университета — Наталью Наумчик, Ирину Красносельскую, Сергея Трикурова, Юлию Миколаенко. Еще учась в вузе, ребята работали в разных школах Киева, а тянуло в свою, экспериментальную. Виктор Вихор, приехавший из города Прилуки Черниговской области, уже в первые дни работы в колеже отметил: «Я впервые почувствовал уважение к труду учителя как детей, так и родителей». А Елене Твердохлеб не повезло — после двухлетней работы с большим сожалением ушла из одной из киевских школ из-за «ненавязчивого» навязывания своих стереотипов преподавания старшими товарищами. Сейчас Елена учится в магистратуре и все же надеется найти себя на преподавательском поприще. А случается такое подчас совсем неожиданно. Как, например, с инженером завода «Арсенал» (г. Киев) Наталией Рипко , которая стала преподавателем информатики СШ № 9 г. Фастова и поняла, что это ее призвание. «Я с удовольствием работаю в школе, потому что имею возможность использовать все свои наработки, потому что нахожусь в творческой атмосфере».
Безусловно, результаты образовательного процесса проявляются не сразу. Однако без заинтересованности преподавателей этих результатов не увидеть. И еще — важнейшей отличительной чертой учителя ХХI века должна стать готовность к переменам.
КОММЕНТАРИЙ
Старший преподаватель психологии Киевского межрегионального института усовершенствования учителей им. Б. Гринченко Александр КОЧЕРГА:
— Знания сегодня становятся предметом относительным и ненадежным, а работа учителя теряет свою традиционную основу. Ведь подготовка квалифицированного учителя занимает много времени, в течение которого изменяются учебники, программы обучения, накапливаются новые знания. Так какой же тогда должна быть подготовка учителей ХХI века? Знаниям о предмете, по моему мнению, нужно будет уделять меньше времени, так как они быстро устаревают и нуждаются в постоянном обновлении. Накопление знаний по предмету должно уступить место накоплению навыков приобретения знаний и самостоятельного поиска. Это подразумевает квалифицированную работу с компьютером и знание иностранных языков. Считаю, что среди психологических дисциплин должно превалировать формирование навыков общения (практическое применение знаний психологии личности и социальной психологии), а среди педагогических — дидактические курсы, посвященные современным интерактивным методам обучения, разработке учебных программ и практическим вопросам управления и развития системы просвещения.
Директор Киевского института образовательной политики Константин КОРСАК:
— Поначалу всегда происходит переоценка появления чего-то нового. Не исключением является и отношение к компьютеризации школ. Только компьютерами и Интернетом не решить проблем образования и не реформировать его. С увеличением различных источников информации роль учителя становится еще более значимой, так как на него возлагается функция систематизации информационного потока. Живой человек — решающий фактор в процессе обучения. Только личность может воспитать личность.
Выпуск газеты №:
№176, (2000)Section
Панорама «Дня»