Перейти к основному содержанию

...Весь список

<I>Чего вы ожидаете от нового правительства? </I>
03 декабря, 00:00

В субботу Президент Украины Леонид Кучма подписал указы о назначениях министров правительства Виктора Януковича. По словам пресс-секретаря главы государства Алены Громницкой, накануне со всеми кандидатами Леонид Кучма провел личное собеседование. Новые лица представляют министерства экономики, экологии, труда и социальной политики, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, топливно-энергетического комплекса. Сохранили свои кресла министры иностранных дел, обороны, юстиции, внутренних дел, образования, аграрной политики, культуры и искусств, а также промышленной политики. Неделей раньше, как уже сообщалось, Президент назначил вице-премьеров. Таким образом, новое правительство сформировано и готово к работе. В персонально-фракционном изображении оно имеет следующий вид.

Премьер-министр Украины — Виктор Янукович (выдвинут группой «Регионы Украины»). Первый вице-премьер-министр, министр финансов — Николай Азаров (прошел по квоте группы «Европейский выбор»). Вице-премьер министр по ТЭК — Виталий Гайдук. До этого работал министром топлива и энергетики. Прошел по квоте СДПУ(О), но член Партии регионов. Вице-премьер-министр по вопросам агропромышленного комплекса — Иван Кириленко. Народный депутат Украины, работал министром сельского хозяйства в правительстве Виктора Ющенко. Выдвинут фракцией Аграрной партии Украины. Вице-премьер-министр по вопросам гуманитарной политики — Дмитрий Табачник. Народный депутат, глава парламентского комитета по иностранным делам. Бывший глава Администрации Президента Украины (1994—1996 годы), по словам самого Леонида Кучмы, активно исправляющий былые ошибки. Прошел по квоте фракции партий ПППУ и «Трудовая Украина».

Из тех министров, чьи кресла перераспределялись, остались в них пятеро. Министр аграрной политики — Сергей Рыжук. На посту министра — с апреля нынешнего года. Прошел по квоте фракции Аграрной партии Украины. Министр культуры и искусств — Юрий Богуцкий. Прошел по квоте фракции НДП. Министр образования и науки — Василий Кремень. На занимаемой должности — с декабря 1999 года. Прошел по квоте СДПУ(О), является членом СДПУ(О). Министр транспорта — Георгий Кирпа. Прошел по квоте СДПУ(О). Профессиональный железнодорожник, заслуживший повышение благодаря успешному руководству «Укрзализныцей». Министр промышленной политики — Анатолий Мьялица. Прошел по квоте фракции партий ППУ и «Трудовая Украина».

И, наконец, «новый призыв». Министр экологии и природных ресурсов — Василий Шевчук. Прошел по квоте НДП. В 1998—2000 годах был министром охраны окружающей среды и ядерной безопасности. Министр экономики и по вопросам европейской интеграции — Валерий Хорошковский. Первый замглавы Администрации Президента Украины. Выдвинут фракцией партий ППУ и «Трудовая Украина». Министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы — Григорий Рева. Возглавлял Госдепартамент пожарной безопасности МВД Украины. Министр здравоохранения — Андрей Пидаев. В прошлом работал министром охраны здоровья Крыма. Министр топлива и энергетики — Сергей Ермилов. Выдвинут группой «Демократические инициативы». Был министром по ТЭК в 2000—2001 годах. Министр труда и социальной политики — Михаил Папиев. Народный депутат Украины, член комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Выдвинут фракцией СДПУ(О).

Программа деятельности правительства должна быть готова к 10 декабря.

Чего вы ожидаете от нового правительства?

Сергей ТЕЛЕШУН, доктор политических наук, Президент фонда «Содружество»:

— В правительстве Януковича достаточно большое количество профессиональных бюрократов постсоветского периода, которые владеют политическими технологиями неофициального влияния на принятие тех или иных решений. С другой стороны, некоторые представители сегодняшнего Кабинета Министров являются неплохими топ-менеджерами, которые (каждый на своем участке) смогли реализовать свой политический, профессиональный, карьерный потенциал. В общем, их совокупными характеристиками являются амбициозность, профессионализм и, как это ни парадоксально, департизированность (хотя выдвигали их партии). В то же время это разные люди, и приписать их к одной группе я не могу. Вопрос в другом — выработает ли правительство единую программу. Я уверен, что для этого правительству необходимо быть не просто правительством де-юре, но и командой, правительством де-факто (потому что значительное количество представленных в правительстве личностей заинтересовано по максимуму реализоваться, а впоследствии и усилиться).

Как по-моему, коалиционность правительства определяется не столько формальным заявлением, сколько умением сбалансировать государственные, корпоративные, региональные, карьерные и властно- экономические интересы. Только таким образом коалиционность правительства будет иметь продуктивный вид и перспективу. Это значит, что в этом правительстве должна быть выстроена иерархия команды, которая сможет нести ответственность. Кроме этого, правительству следует найти общую точку зрения с парламентом в плоскости принятия решений по основным экономическим «конституциям» (бюджет, программа деятельности правительства и тому подобное). Ведь экономически год будет очень тяжелым, он будет требовать от правительства социальной динамичности и сотрудничества с парламентом. Я не исключаю кадровых изменений в перспективе. В то же время, если не будет «провалов», общая конфигурация правительства останется.

Чего вы ожидаете от нового правительства? Дмитрий ВЫДРИН, директор Европейского института интеграции и развития:

— Президент иногда путает некоторые понятия, которые, как ему кажется, очень близки по смыслу. Думаю, так случилось и сейчас: говоря о самом крепком правительстве, он имел в виду, что оно не реформаторское, а административное. У наших руководителей термин «реформаторский» ассоциируется с крепостью взятого слова или энергичностью отдачи распоряжений. У этого правительства есть как минимум три сценария. Первый, пессимистический, — это попытка использовать максимум своего административного ресурса для достижения поставленных целей, которая закончится неудачей: ресурс не сработает, и правительство пробудет до весны. Второй сценарий — если этот ресурс частично сработает, что вполне возможно. За последние 2 — 3 года у нас не было правительств, которые бы проводили в жизнь свои решения, пусть даже неверные. Думаю, это правительство может заставить выполнять свои решения — и верные, и неверные. За счет этого оно может пробыть, по крайней мере, до президентских выборов, если мобилизует страну на выполнение своих решений, где верные решения будут компенсировать неверные.

Ну а третий (самый оптимистический сценарий для страны) — если это правительство начнет по ходу этот механизм модернизировать: не опуская планку своего волевого настроя, потихоньку внедрять механизмы саморегуляции экономики через активизацию частной инициативы, переложения ответственности с государственного бизнеса на частный. Если они смогут это сделать, тогда можно сказать, что это правительство — первое, которое будет отличаться не только силой воли, но и какими-то либеральными инновациями. Но, как и в предыдущих случаях, многое зависит от Президента — правительство остается под его контролем. У нас контролирует тот, кто подписывает указ о назначении. (www.for.com.ua)

Виктор РЫБАЧЕНКО, вице президент Ассоциацииполитических психологов Украины:

— При анализе состава нового правительства вырисовывается интересная статистика: появилось восемь новых персоналий, тогда как столько же — осталось. Т.е. 50 процентов представителей бывшего правительства осталось, и уже известно, чего можно от них ожидать. Чего следует ожидать от новых должностных лиц? Думаю, на уровне министров большого усиления не произошло. Лидерское начало усилилось, в первую очередь, на уровне вице- премьеров. (В частности, первый вице-премьер Николай Азаров, он же министр финансов, является очень сильной личностью). В то же время вряд ли следует надеяться на какой- то прорыв. Прорыва как такового можно ожидать скорее всего от самого Януковича (который уже проявил собственный «характер» по отношению к принятому парламентом во втором чтении бюджету) и от Азарова. Одновременно сильной фигуре первого будет политический и внутренний противовес в лице Азарова (который будет контролировать и дополнять премьер-министра).

Гуманитарная политика нового правительства, очевидно, будет более системной, чем аналогичная предыдущего Кабмина. Не исключено, что будут иметь место какие-то новации в гуманитарной сфере.

Что касается социальных вопросов, то если правительство будет думать о 2004 годе, — а этого стоит ожидать, то социальным вопросам будет уделяться усиленное внимание. Иначе — это будет проявлением политической близорукости.

Владимир БОНДАРЕНКО, политолог:

— Это правительство выглядит более политическим, нежели предыдущее. Его деятельность, по всей вероятности, в значительной степени будет направлена на подготовку условий для организации будущих президентских выборов в Украине. В этом плане, безусловно, будут аккумулироваться необходимые ресурсы (в том числе административные и финансовые) и будет искаться возможный претендент на основную должность 2004 года.

Экономический вектор деятельности правительства Януковича будет направлен скорее на поддержку промышленной, чем сельскохозяйственной составляющей в стране. Хочется верить, что не будет тотального засилья свободных экономических зон, как это было, например, в Донецке. Думаю, финансовая политика правительства будет достаточно жесткая с учетом того, что бывший «главный налоговик» страны Николай Азаров будет сочетать в правительстве должности первого вице-премьера и министра финансов. Хочется надеяться, что новое правительство найдет средства не только на расходы, но и на развитие отечественных предприятий.

Похоже, начатая премьер-министром программа борьбы с бедностью таки будет реализовываться. Более того, накануне президентских выборов она приобретет конкретные составляющие: определенные уменьшения долгов по коммунальным платежам, увеличение расходов на льготные категории.

Несмотря на то, что сами по себе персоналии нового правительства сильные и системные личности, они просто обязаны сработаться. Ведь в Кабмин пришли люди (которые не один год работали в негласной команде), которые договаривались о правилах «игры» еще на берегу, перед тем, как отправиться в «плавание».

КСТАТИ

Одной из главных задач нового правительства Президент Леонид Кучма назвал ликвидацию барьеров в сфере внешней торговли. «Главная задача нового коалиционного правительства вместе с конструктивным большинством в парламенте — ликвидировать все барьеры для нормального развития экономических отношений с иностранными партнерами, прежде всего, в торговле товарами», — сказал Леонид Кучма. По мнению спикера Верховной Рады Владимира Литвина, о профессионализме нового правительства будут свидетельствовать его первые шаги, в частности, принятие бюджета на следующий год.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать