Виталий МЕШИН: «Попытки захватить НГЗ приобрели масштабный характер»
«Обстановка на заводе неспокойная. Все разговоры — вокруг происшедшего, люди обеспокоены своей судьбой», — сказал В.Гринченко. Тем не менее, НГЗ уже 4 декабря вышел на проектную мощность производства глинозема — 1 млн. тонн в год. А к концу 1998 года ожидается абсолютный рекорд производства за 18-летнюю историю предприятия — 1,075 млн. тонн.
Генеральный директор Николаевского глиноземного завода Виталий Мешин, о судьбе которого достоверно ничего не было известно в течение четырех суток после «оперативных мероприятий» и обысков спецпоразделением СБУ на НГЗ, появился на предприятии в понедельник, 14 декабря. Он встретился с трудовым коллективом, который днем ранее провел пикетирование Николаевской облгосадминистрации и вручил властям открытое письмо Президенту с просьбой на время следствия оставить за В.Мешиным его должность и не применять к нему меру пресечения в виде ареста. Директор поблагодарил рабочих за поддержку, попросив при этом воздержаться от каких-либо акций протеста, чтобы это не было воспринято как попытки давления на следствие. С предприятия В.Мешин отправился на допрос в Николаевское управление СБУ, ответив на вопросы корреспондента «Дня».
— Ранее уже сообщалось о возбуждении уголовных дел в отношении ряда руководителей НГЗ — по статьям 70 (контрабанда) и 80-1 (сокрытие валютной выручки). В чем конкретно вас обвиняют?
— Меня и ряд других руководителей обвинили в контрабанде якобы совершенной в 1992 году — она заключалась в том, что полученный нами по бартеру алюминий был реализован за пределами государства, за валюту, которая сейчас используется в приватизации. Уголовное дело по данному факту было открыто, кажется в 93 году, многократно его открывали-закрывали, однако после 1994 года оно не поднималось. Также я и еще 7 руководителей завода обвиняемся в использовании своих официальных счетов в швейцарских банках для покупки льготных — по праву руководства — акций ОАО «НГЗ». Если в этом и есть преступления, то они бескорыстны и объясняются тем, что мы не успевали за изменениями законодательных актов. Мы ни в чем не виноваты. Обвинения в наш адрес шиты белыми нитками.
— Предпринимались ли попытки вашего ареста?
— Попыток ареста не было — я дал подписку о невыезде. В подполье я тоже не уходил, а был в Киеве, ожидал в приемных, пытаясь попасть туда раньше, чем придется выяснять отношения с СБУ, наблюдать демонстрацию силы.
— Какова реакция высшего руководства государства?
— Четыре дня я провел в ожидании приема Президентом и премьер-министром. Они меня не приняли, ссылались на занятость и то, что Президент «уже в курсе дела».
— В чем, на ваш взгляд, основная причина происходящего?
— Эти события не являются совсем уж неожиданными для нас. После многочисленных проверок и экспертиз на НГЗ четко прослеживается линия, связывающая происходящее с приватизацией завода и ситуацией на алюминиевом рынке. НГЗ имеет влияние на российский, а значит, и мировой рынок алюминия, поэтому все больше становится желающих приобрести завод. В течение трех лет нам удалось соблюдать законы, утвержденный план приватизации. Однако попытки захватить НГЗ приобрели масштабный характер, в том числе в верхних эшелонах управления государством. Все это, думаю, связано с деятельностью компании «Trans World Group». Определенную окраску этим событиям придает приближение президентских выборов, когда определенные структуры готовят своих претендентов. Досадно, что стабильно работающие предприятия становятся заложниками политической борьбы.
— Каким может быть завершение этого инцидента?
— Данное дело — это заказ, цель которого — устранить директора и его аппарат. Возможно, скоро найдется замена Мешину. Однако трагедия не в этом, а в большой вероятности того, что новый директор будет руководить так, как нужно определенным кругам и структурам.
P.S. По уголовному делу, возбужденному против ряда руководителей Николаевского глиноземного завода, проведены обыски в отношении 18 человек, некоторые материалы в процессе обысков подтверждены, сообщил глава Службы безопасности Украины Леонид Деркач.
В понедельник на встрече с журналистами Л.Деркач сказал также, что руководитель предприятия Валерий Мешин от обыска «уклонился», «сбежал, когда должны были делать этот обыск», сообщает Интерфакс. «Сейчас с ним проводится работа, он должен давать объяснения, откуда и какие деньги, где заработаны им и также его подчиненными, которые работают на глиноземном заводе», — сказал глава СБУ.
Несколько руководителей завода по-прежнему находятся в лечебных учреждениях: технический и финансовый директоры Евгений Коваленко и Екатерина Богачук — в кардиологии, зам. генерального директора Сергей Довгашок госпитализирован с обострением сахарного диабета, зам. по инвестициям Анатолий Бахтеев проходит курс лечения в одном из киевских институтов. По неподтвержденным данным, задержан начальник отдела приватизаций завода Степан Петринка — якобы за нарушение подписки о невыезде.
На прошедшем в понедельник межведомственном совещании Генпрокуратуры и ГНАУ было сообщено, что по данным Генпрокуратуры, возбуждено также уголовное дело против одного из руководителей Николаевского глиноземного завода, проведены обыски и опись имущества. Однако, М.Потебенько, сообщает Интерфакс-Украина, пока воздержался от упоминания его имени и суммы убытков, которую он нанес предприятию, ограничившись замечанием о большой сумме задолженности по налогам данного предприятия.
КОММЕНТАРИЙ
Александр РЯБЧЕНКО (председатель контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации):
— Мы не инициировали сегодняшнюю ситуацию, инициатива исходит с какой-то другой стороны. К проверкам СБУ и других органов мы не имеем никакого отношения. Напряжение вокруг Николаевского глиноземного было, есть и будет, пока не будет принято окончательное решение хотя бы на уровне Кабинета Министров относительно дальнейшей судьбы этого предприятия — продавать ли государственные пакеты акций и получать инвестиции, или оставить все как есть, передав кому-то право управления государственным пакетом акций. Пока оно вот так болтается (Фонд госимущества то объявляет конкурс, то отменяет, меняет планы размещения акций), постоянные «наезды» будут продолжаться. Завод должен давать огромную прибыль, и налоговая будет его чистить беспрерывно. Мы пока не будем выносить на обсуждение в ВР никаких законопроектов по этому вопросу, потому что мы не видим никакой окончательной позиции исполнительной власти. Конкретный статус этого предприятия — целиком в компетенции Кабинета Министров. Мы только могли бы законодательно обеспечить этот процесс.
Выпуск газеты №:
№241, (1998)Section
Панорама «Дня»