Владимир БОЙКО: «Историю украинских больших и малых городов надо переосмыслить и переиздать»

Владимир Бойко — черниговский историк, публицист, постоянный эксперт и автор «Дня». Именно благодаря пану Владимиру наши читатели многое узнали о магдебургском праве в Украине и наших традициях городского самоуправления. Недавно пан Владимир наведался в редакцию «Дня» и рассказал нам о нескольких интересных издательских проектах.
В частности о книжном проекте «Европейский город», который реализуется на Черниговщине уже несколько лет подряд, и который, надеемся, перерастет во всеукраинский. Он стал результатом сотрудничества Черниговского центра повышения квалификации государственных служащих, Центра европейской информации Черниговской областной научной универсальной библиотеки, фонда «Відродження», Сиверского института региональных исследований. В рамках проекта уже издано семь брошюр, которые кратко и популярно рассказывают о европейской традиции малых городов на Черниговщине — Новгорода-Северского, Семеновки, Коропа, Нежина, Чернигова, Сосницы, Козельца. Благодаря этим изданиям, на обложке каждого из которых имеется претензионное словосочетание «Европейский город», читатели узнают, что же, собственно, делает их города и городки европейскими. Над серией работают Людмила Чабак, Сергей Лепявко и Владимир Бойко.
Это не единственный проект, которым нас удивил пан Владимир. С собой он привез также один из двух огромных томов подготовленной к печати публицистики Сергея Ефремова периода Украинской революции. Владимир Бойко надеется, что это уникальное наследие украинского интеллектуала удастся издать в ближайшее время.
Как оказалось уже после нашего с паном Владимиром общения, для разговора о местном самоуправлении на днях есть еще один интересный повод. В начале марта 1917 г. Министерство внутренних дел по поручению Временного правительства создало «Особое совещание по реформе местного самоуправления и управления». Складывалось оно из семи комиссий, одна из которых непосредственно занималась городской реформой. 9 апреля новый закон о выборах, подготовленный указанной комиссией, был утвержден на общих собраниях Особого совещания. В тот же день Временное правительство приняло его в виде постановления, а 16, 20 апреля и 4 мая его напечатал «Вестник Временного правительства». Следовательно, исполняется 95 лет первой попытке проведения демократических выборов и передачи реальных полномочий органам городского самоуправления на территории бывшей Российской империи, в том числе — Надднепрянской Украины.
Лариса ИВШИНА: — История Украины создавалась не только в крупных городах, но и на хуторах. Скажем... Суботов Богдана. Во время существования Магдебургского права... мы уже были в «Евросоюзе».
Владимир БОЙКО: — Действительно, это было единое правовое, образовательное, политическое, экономическое пространство.
Л. И.: — Пусть властям Евросоюз и не удобен — ведь там контроль, ограничения, признанные всеми правила игры, но понимание, что нам надо возвращаться в Европу, кажется, есть у многих.
В. Б.: — Да, и надо его распространять дальше. На Черниговщине учрежден новый книжный проект «Европейский город». Если помните, в конце 60-х — начале 70-х годов издавалась многотомная история городов и сел УССР. С тех пор, конечно, многое изменилось. Не говоря уже об идеологических моментах, цензуре. В научном обороте появилось много новых материалов, которые раньше были либо недоступны, либо не использовались по другим причинам. Издан также целый ряд новых исторических, краеведческих трудов. Самое время вернуться к истории городов и сел Украины с другой, не отягощенной идеологией прошлого, точки зрения. Суть нашего замысла заключается в том, чтобы шаг за шагом написать историю населенных пунктов Черниговщины и издать ее в виде небольших книг с интересным читабельным материалом. Акцент — на том, что делает эти города европейскими.
Всего в Черниговской области — 42 города и местечка. В настоящее время мы издали семь книг, посвященных разным населенным пунктам. Потратили на это два года. Такими темпами лет за 9—10 можно охватить всю Черниговщину. Это долго, но вполне реально. В идеале нужно было бы, конечно, издать такие книги обо всей Украине. А еще подготовить концептуально новую историю городов и сел Украины.
Л. И.: — Это уникально — как у человека может измениться самооценка, если он будет рассматривать историю, скажем, своей родной Семеновки в европейском контексте! Кого вы приобщаете в качестве авторов?
В. Б.: — Преимущественно историков. Например, авторами книги о Козельце стали преподаватель нашего университета Любовь Шара и ее бывшая студентка, которая сейчас преподает в козелецкой школе, — Тамара Чумак. Книгу о Новгороде-Северском написал депутат Новгород-Северского районного совета Борис Домоцкий. Ранее он был директором школы в одном из сел этого района, работал в качестве журналиста, сейчас он, кстати, продолжает заниматься преподавательской деятельностью, пишет краеведческие книги. История с книгой о Семеновке — вообще уникальна. Ее написали городской голова Александр Бычков и начальник отдела образования Семеновской районной государственной администрации Сергей Гузоватый.
Л. И.: — Страна наполнена интересными событиями. Но, к сожалению, с экранов телевизоров мы обычно слышим только хронику катастроф, а не о том, что, например, городской голова написал книгу о своем городе... Какой тираж изданий?
В. Б.: — 500 экземпляров. 150 экземпляров мы сразу отдаем в областную библиотеку, поэтому книга автоматически попадает во все районные библиотеки и в определенное количество сельских. 150 книг — Парламентской библиотеке, которая обещает распространить книги на все области. Определенную часть экземпляров получат и высшие учебные заведения. Конечно, бесплатно. На этих книжках никто ничего не зарабатывает, только тратит, все авторы работают без гонораров.
Л. И.: — Именно такие люди и являются основой гражданского общества.
В. Б.: — Когда мы только начинали работу над первой книжкой, возникли сомнения в уместности формулировки «... — европейский город», до меня доходили разные слухи о реакции на нашу идею. Дескать, какой из Сосницы европейский город — посмотрите на дороги, на обслуживание... Все же Европа для большинства украинцев — это прежде всего определенный стандарт качества в инфраструктуре, обслуживании. Но, в конце концов, отвечал я, такая формулировка может быть даже своеобразной провокацией.
В чем же заключается европейскость этих городов? У них у всех было самоуправление в той или иной форме (Магдебургское право, его упрощенные варианты, казачество, земства), которое является основополагающим фактором европейской традиции. В этих книгах мы показываем, как развивались города, как люди решали свои проблемы, напоминаем о личностях, которые составляли гордость этих городов. Некоторые из них очень известны в Европе и мире. Конечно, не всегда это Александр Довженко. Но, например, в Новгороде-Северском — это Зино Давидов (Генри Давидофф), основатель одноименной компании и бренда сигар. Почему бы и нет? Обычно Новгород ассоциируют со «Словом о полку Игореве», мы сделали ударение и на других фактах и фигурах — походе Лжедмитрия І и реакции местного населения, деятельности Лазаря Барановича, блестящей плеяде выпускников мужской гимназии...
Когда мы работали над книгой о Соснице, то вспомнили солиста итальянской оперы Марка Полторацкого, кобзаря Павла Кулика, краеведа Юрия Виноградского, конечно — Александра Довженко. В то же время сомневались, включать ли туда сведения о чекисте Блюмкине (который, вероятно, родился в Соснице) или нет. В конечном итоге решили — фигура слишком гнетущая. Кстати, вероятно, что именно он стал прототипом литературного героя Штирлица.
Л. И.: — Знаете, а мне кажется, нужно было включить, здесь только вопрос трактовок. Понятно, что нам неприятен этот факт. Но должны знать, сколько украинцы дали миру чудовищ, а сколько — героев.
В. Б.: — Замысел был сделать акцент прежде всего на том, что включает эти города в общеевропейское культурное, образовательное, цивилизационное ментальное пространство. Конечно, и дороги у нас должны были бы быть лучше, и сервис, но сегодня важнейший вопрос заключается в том, с кем мы себя ассоциируем, с каким пространством, с какими ценностями.
Кстати, в середине января в Новгороде-Северском проходил семинар относительно развития местного самоуправления. В нем приняло участие семь глав наших территориальных общин и шесть — российских. Было очень интересно наблюдать за их общением: наши уважаемые главы территориальных общин, которые привыкли вести себя раскованно, разошлись, откровенно говорили все, что думают о решениях центральной власти. А россияне сидят, смотрят и — молчат. Потом, уже в кулуарах, они сказали: «Да, у вас чувствуется местное самоуправление!». Это при том, что у нашего самоуправления, конечно, очень много проблем, оно лишено ресурсов, обременено заскорузлой административно-территориальной структурой. Но ментальная разница ощутима. И это та основа, на которой можно развивать и совершенствовать украинское местное самоуправление. Традиция — это не прошлое, она идет из прошлого, но является частью настоящего.
ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Л. И.: — Мы всегда подчеркиваем, что границы распространения Магдебургского права проходят фактически по украинско-российской границе. Недавно на РТР была теледискуссия при участии Дмитрия Киселева и Николая Сванидзе о параллелях между оранжевой революцией и российскими протесными событиями. Важно видеть и понимать, какими категориями сегодня оперируют российские историки и интеллектуалы. Все они на всех информационных каналах утверждают, что Украина является частью их тысячелетнего цивилизационного проекта. Мне кажется, что такая постановка вопроса — опаснее той, которая была присуща советским временам. Тогда был полуколониальный устав УССР со своим языком и придушенной культурой, но не культивировалось представление, что наш цивилизационный проект, оказывается, вовсе не наш. Когда-то было «трое в колыбели», а теперь нас вообще выбросили из «колыбели», так же, как Беларусь. Правда, я не верю в то, что этот зловещий замысел удастся реализовать. Украинская идентичность уже не раз доказывала свою живучесть.
Как говорила когда-то одна наша читательница, любить Украину — это плохой бизнес, а вот не любить Украину — это бизнес. За это — платят. Как вы думаете, кто для России позитивный украинский герой? И существует ли он?
В. Б.: — Да, он существует. В представлении россиян — это Богдан Хмельницкий.
Л. И.: — По-видимому, только часть образа Богдана. Недавно в разговоре с «Днем» историк Владимир Сергийчук говорил об эпизоде, когда отец Богдан на весь Чигирин кричал, как узнал, что его послов не пустили в Вильно в «посольскую избу» — как «псов не пускают в церковь». В Чигирине Богдан сам принимал послов со всего мира, а здесь вдруг такое... Это был первый звонок. После того, как говорят, понеслось. И до сих пор не остановилось...
Конечно, сегодня у украинцев нет возможности набраться породы, утвердиться в своей идентичности, но, так или иначе, в условиях свободы люди, имеющие характер и харизму, прорастают. Даже несмотря на уродливую информационную политику.
Ваш проект «Европейские города» важен тем, что, когда общество осознает свою принадлежность к европейскому пространству, оно почувствует потребность вернуться туда и жить иначе.
В. Б.: — Объектом для исследования в нашей следующей книге серии станет небольшой поселок Варва. Поселковый голова — учитель. У нее уже есть многочисленные краеведческие публикации, поэтому взяться за написание книги мы предложили именно ей. Интересный момент: она рассказала, что шла на выборы с лозунгом «Варва — европейское местечко!». Говорит, что над таким лозунгом смеялись, но избрали. В целом, особенности местного самоуправления в Украине сегодня — это отдельная тема. Вот еще одна история из жизни украинского местного самоуправления, история почти драматичная. Следовательно, начинается обучение новоизбранных глав территориальных общин. Приезжает поселковый голова одного из городков и в разговоре начинает жаловаться: какой я дурак! Был нормальным человеком, занимался бизнесом. В канун выборов ради смеха выставил свою кандидатуру на должность поселкового головы — и меня избрали. И теперь меня выгнала из дома жена, потому что я все время на работе. Мало того, мне уже коррупцию шьют, вызывают в прокуратуру. Едва ли не ежедневно хожу к главе администрации за указаниями. Сам брожу по поселку, собираю мусор, потому что коммунальной службы у нас, фактически, нет. Какой же я дурак!..
Вот такие особенности украинского местного самоуправления.
Л. И.: — Действительно, мы, следя за событиями «наверху», недостаточно знаем о жизни «внизу». А там, на местном уровне, руководители как раз сталкиваются с конкретными проблемами. К сожалению, этих людей страна фактически не видит. Элиту нужно искать не только в кабинетах, а среди людей. Которые не потеряли чувство достоинства и знают, как надо жить в сегодняшнем мире.
ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕН ЕФРЕМОВА ДО СИХ ПОР НЕ РЕШЕНЫ
Л. И.: — Пан Владимир, нам известно также, что вы собрали публицистику Сергея Ефремова периода Украинской революции 1917—1921 годов.
В. Б.: — Да. Это, собственно, последний большой блок его творчества, который до сих пор не опубликован.
Л. И.: — О чем думали, читая публицистику Ефремова?
В. Б.: — До момента, когда взял в руки эти материалы, с Ефремовым-публицистом я знаком не был, читал только его дневники — а это немного другое. В первую очередь, я был поражен количеством. Он печатался едва ли не в каждом номере газеты «Нова Рада», которую, к тому же, возглавлял. Меня удивляет то, как он одновременно удерживал газету, отвечал за редакционную работу, еще и едва ли не ежедневно писал (иногда попадаются очень большие статьи). Когда мы начали составлять указатель, удивились, как много он вспоминает фамилий разных времен. Это свидетельствует о том, насколько образованным человеком он был. Не у каждого вы найдете такой широкий спектр тем, как у Ефремова.
Он был принципиальным и толерантным одновременно. Выступал против провозглашения Первого универсала, но не потому, что был против Украинской автономии. Считал, что на то время этот шаг был поспешным и неподготовленным, обосновывал свое мнение.
Ефремов работал в Генеральном секретариате, но недолго, считал, что эта работа — «не его», лучше он будет заниматься публицистикой и общественной работой. Возможно, благодаря этому сегодня мы можем назвать его «совестью нации». Он не дистанцировался от важных событий и дискуссий, наоборот, но мог позволить себе критически оценивать всех и вся.
В годы Украинской революции несколько раз закрывали украинофобскую газету «Киевлянин». Когда в конце 1917-го года такое случилось впервые, Сергей Ефремов мгновенно выступил с публикацией-протестом, ведь речь шла о принципиальном для него вопросе свободы прессы, даже в случае диаметрально противоположного мировоззренческого мнения.
Сергей Ефремов вообще не любил государственную власть. Даже к представителям украинской центральной власти он относился, мягко говоря, не очень одобрительно (с некоторыми исключениями). О большевистской нечего и говорить. И относительно царской власти, Павла Скоропадского, Временного правительства тоже особенно слов не подбирал. Впрочем, его тональность менялась, когда речь шла о местном самоуправлении. Он считал, что государство нужно строиться снизу, что для процветания государства необходимо создать почву: многое зависит от школы, местного самоуправления. А сейчас у нас все, дескать, ненадежное и непрочное. В этом Ефремов, кстати, перекликался с Евгением Чикаленко.
Ефремов стремился к публичности, использовал любые возможности для выступлений. Часто его «Нова Рада» выходила, несмотря на очень сложные обстоятельства. Вот большевики уже в Киеве (конец января — февраль 1918 г.) — а «Нова Рада» выходит. В этот период он печатает «Письмо без конверта». Центральная Рада возвращается. Гетманский переворот, который он не воспринял и жестко критиковал его политический режим. 1919 год, большевики на подходе к Киеву, Директории уже нет в городе — а газета выходит. Армия Деникина вошла в Киев, проходит несколько дней — газета возобновляется под названием «Рада». Правда, деникинцы в конечном итоге закрыли издание. Что делает Ефремов? Переименовывает его в «Промінь» и опять начинает выпускать. В последний раз, когда УНР была в Киеве, а это май 1920 года, газета опять печатается. Такое упрямство, настойчивость... Думаю, он чувствовал свой общественный долг именно в этом поле.
Л. И.: — Украинская революция была сложным явлением. На то время история не предоставила нам равновеликую процессу фигуру. Зато в России на первый план вышел террорист Ленин, который, в сущности, создал партию по принципу мафии. Кстати, в своих письмах он так и писал: в отношении к несогласным революционеры никоим образом не должны ограничивать себя в средствах, их надо убивать. В то время шанс получить власть имели централизованные организации, а в Украине между тем был моральный авторитет — Сергей Ефремов, люди, которые позволяли Шульгину писать то, что он писал... Следовательно, в России была суперцентрализованная террористическая организация, а в Украине — красивые, образованные, мечтательные люди. Не потому ли у нас до сих пор такое слабое государство, что мы слишком идеалистично относимся к окружающему миру в наиболее ответственные моменты?
В. Б.: — У Джеймса Шерра была такая фраза, что в настоящее время украинской государственности извне непосредственно ничего не угрожает, но внутри страны дух государственности очень слаб.
Л. И.: — Я не согласна с Шерром, считаю, что украинской государственности угрожает неразделенная идентичность с Россией. В Крыму пытаются расколоть крымских татар, в Запорожье создается партия «Славянская гвардия», которая несет с собой Сталина. Ни для кого не секрет, что вбрасываются огромные деньги, чтобы расшатывать украинскую ситуацию. Наш сосед не дремлет. Мы не настояли на ней, не утвердили ее. Когда-то Ришелье заявил французам: один король, одна армия, кто не согласен — гильотина. Так строились государства не только в Средневековье. А на украинцев в сегодняшнем мире свалились все эти нерешенные задачи. Конечно, речь идет не о том, чтобы рубить головы всем, кто не согласен. Мы не раз повторяли: если ты занимаешься политикой, выбери свою страну. Выбрали? А кто с этим не согласен — чемодан-вокзал... Нельзя разводить «грязь» и считать, что это — демократическая среда. К государственному строительству надо иметь волю и не допускать в руководящие органы скомпрометированных и тех, кто «на крючке». Ради самосохранения должны осознать масштабы угроз, понять, в каком состоянии находится общественная мысль, журналистика.
Сегодня, к сожалению, очень мало интеллектуалов уровня Ефремова работают в ежедневных газетах. А для того, чтобы развивать понимание обществом определенных узловых проблем, объяснять их, кроме настойчивости, нужно иметь еще и соответствующий интеллектуальный уровень. Как вы увидели для себя необходимость подготовки этой публицистики Ефремова к печати? Ведь речь идет не только о научном интересе, но и о понимании современных неотложных проблем. Пусть эти смыслы не будут усвоены всем обществом одновременно и мгновенно, но необходимо начинать этот разговор с определенных интеллектуальных центров. Когда может быть издана эта публицистика?
В. Б.: — Собственно, эти материалы были подготовлены под руководством профессора Владислава Верстюка еще три года назад. Раньше мы надеялись, что их издаст Украинский институт национальной памяти, но дело затянулось. Вместе с тем материалом заинтересовалось издательство «Дух і літера». Однако в настоящий момент все, как это часто бывает, упирается в средства. Возьмет ли издательство затраты на себя, или придется искать партнеров — пока точно неизвестно. Надеемся на поддержку и понимание.
Л. И.: — Между тем для массового сознания сегодняшнего общества и личность Ефремова, и уроки первой революции — это практически terra incognita.
В. Б.: — Да. Хотя на самом деле публицистика Сергея Ефремова очень легко читается. Ее можно и нужно популяризировать. Не говоря уже о том, что некоторые проблемы, которые поднимались Ефремовым, остаются нерешенными и доныне.
Выпуск газеты №:
№59, (2012)Section
Панорама «Дня»