Перейти к основному содержанию

Владимир ВЫСОЦКИЙ: «Мне дожить не успеть!»

25 июля, 00:00

Двадцать лет назад его не стало. Помню шок от внезапной, как затмение, потери, обрушившейся на страну. Его смерть стала личным горем многих миллионов. Умер тот, кто вошел в кровь и плоть, в самое нутро народа, стал «своим» для работяг и академиков, зеков и ментов, солдат и интеллигентов. Кто в своих надрывных песнях дал новый голос целой стране, лишенной права слова собственным руководством и его фарисейской идеологией. Умер — и грандиозная Московская олимпиада с ее секундными страстями была забыта. У гроба Высоцкого выстроилась не только многосоттысячная очередь в Москве — вся громадная страна справляла поминки по своему певцу, пила по- черному водку, врубала на полную мощность «Коней привередливых» и захлебывалась слезами. Страна потеряла свой голос.

Официальная версия была — сердце. Все догадывались: травля, одиночество, водка. Уже потом, через много лет просочилось: наркотики. Друзья и поклонники поэта по крупицам, по слову собрали все, что было хоть как-то связано с ним. Валерий Перевозчиков издал книгу «Правда смертного часа» — свидетельства тех, кто был рядом с Владимиром Высоцким в последние месяцы, дни, часы его жизни. Это страшный документ о том, как надрывался он в попытках «соскочить с иглы», какой ужасной была «ломка», когда одной с жуткими скандалами вытребованной им ампулы хватало лишь на час-полтора, а дальше снова начинался ад.

В том 80-м году смерть буквально в упор била по нему и его окружению. Еще в апреле врачи сказали, что в таком состоянии, как у Высоцкого, не только выступать — жить невозможно. Они давали ему от силы два месяца. В мае, когда он уехал в Париж к Марине Влади, покончил с собой отец Оксаны Афанасьевой — 20- летней девушки, которая в последние пару лет фактически была женой Высоцкого. Сам он в это время загремел во французскую психбольницу в Шаратоне — по дороге в Париж самолетные попутчики-«почитатели» допоили Высоцкого до белой горячки.

В июне от рака крови умерла сестра Марины Влади — Одиль Версуа, а он не сумел вырваться на ее похороны (или уже не мог?). В начале июля внезапно скончался его старый приятель, актер Таганки Олег Колокольников, и Владимир был под тяжелым впечатлением от его смерти. А в середине месяца застрелился замминистра МВД, генерал Крылов, с которым Высоцкий дружил и который не раз вытаскивал его из неприятных ситуаций. Все это действовало на него угнетающе, он часто повторял, что и сам скоро умрет. «Игла» требовала все новых и новых доз, он со своим невероятным напором, умноженным еще и «ломкой», вымаливал их у знакомых врачей и медсестричек. Они расшибались в лепешку, лишь бы добыть заветную ампулу: «Сам Высоцкий просил!»

Большинство бывших друзей-актеров (он ушел из Таганки еще в начале 1980 года, оставив за собой только роли Гамлета и Свидригайлова) уже почти и не пытались хоть как-то повлиять на Высоцкого, окончательно пошедшего «вразнос». Да они и не знали о наркотиках. Не догадывались, что врачи скорой помощи, дежурившие в последнее время на спектаклях с Высоцким, были «свои», имели в запасе шприцы не только с сердечными препаратами, но и с наркотиками.

Были отчаянные попытки нескольких друзей (Валерия Янкловича, Оксаны, Валерия Нисанова) вытащить Володю с того света. Они дневали и ночевали в квартире Высоцкого, сам он метался по комнате и сутками кричал от боли, требовал хотя бы водки — чтобы заглушить муки. Его личный врач Анатолий Федотов испробовал на нем свою методику снятия «ломки», методику очень спорную — но ведь никаких иных не существовало. Высоцкий очень доверял Федотову — однажды тот уже спас его в Средней Азии, сделав укол, когда у Высоцкого остановилось сердце.

А тут еще некоторые приятели приносили бутылку-две, Владимир выпивал, и все лечение шло насмарку. После одного такого явления актера И.Б., не выдержав, хлопнула дверью Оксана. Внизу, у подъезда, она глянула наверх — и обмерла: Высоцкий висел на руках на балконе восьмого этажа и кричал: «Вернись!». Она буквально взлетела на восьмой этаж и вытащила его. (Высоцкий хотел венчаться с Оксаной, даже купил кольца. И в то же время стремился в Париж, к Марине, у него был билет на 29 июля).

Утром 23 июля приехали знакомые реаниматологи из института Склифософского и увидели Высоцкого посиневшего — он, наколотый Федотовым смесью седуксена и хлоралгидрата, был уже в бессознательном состоянии, в асфиксии. Хотели срочно забрать его в больницу. Но Федотов не дал. Да и забирать-то было некуда — руководство Склифа к Высоцкому относилось резко негативно.

Весь день 24 июля Высоцкий метался по квартире, был настолько невменяем, что Федотову и Оксане пришлось привязать его простыней к кровати. Поздно вечером Федотов ввел ему очередную дозу хлоралгидрата. И в буквальном смысле проспал Высоцкого. Прилег на часок, вскочил в полпятого — а Володино сердце остановилось. Второй раз «запустить» его не удалось...

Впрочем, был ли возможен у этой истории другой финал? Они, эти друзья, наделали немало ошибок — но кто бы сумел вытащить Высоцкого из такой наркозависимости? «Остановить его было все равно, что пытаться удержать на взлете реактивный лайнер». Это Алла Демидова. Бессмысленно кого-то упрекать, в том числе и актеров Таганки, при жизни с трудом переносивших грандиозную славу их соратника, а после его смерти столпившихся у гроба со своими воспоминаниями. Другие почитатели великого поэта просто посвящали ему свои стихи. Это было феноменальное явление, такого мировая история больше не знает: за полгода в создаваемый музей Высоцкого поступило свыше тысячи стихотворений и песен, посвященных ему! Но в этой «высоцкиане» было несколько стихотворений иной ценности: написанных еще при его жизни. Одно из них было мое. Мои друзья, актеры Ленкома, передали его Владимиру Семеновичу в 1977 году, и он, по их словам, отозвался о нем благосклонно.

Прошло двадцать лет. Творчество Высоцкого оказалось невероятно живучим. До сих пор почти на любой раскладке кассет есть его записи, да еще в количестве, недоступном почти ни одному современному певцу. Пару лет назад российская шоу-братия подготовила ко дню Владимира Семеновича концерт из его песен. Лучше бы помолчали нынешние звездули, не позорились — настолько жалкими были потуги большинства из них своими манерными голосками изобразить что-то из Высоцкого! Получилось так, что он из своего далека устроил смотр современной эстрады — и она продула по всем статьям.

У каждого человека независимо от того, довелось ли ему лично встречаться с Владимиром Семеновичем, или знакомство было лишь заочное, которое ограничивалось лишь прослушиванием магнитофонных кассет, был свой Высоцкий. Мы попросили композитора Владимира БЫСТРЯКОВА рассказать о том, что он значил в его жизни.

— Где-то 1966 году театр на Таганке гастролировал в Киеве. Именно тогда они показывали самые сильные спектакли, в которых блистал Владимир Высоцкий: «Пугачев» и «Десять дней, которые потрясли мир». Я ходил на все постановки театра. Познакомился со многими артистами, но к Владимиру Семеновичу стеснялся подойти. Ждал оказии. Мои друзья договорились привести Высоцкого ко мне в гости, заинтересовав его тем, что хозяин — большой поклонник французского шансона. Им увлекался и Владимир. Я специально для этой встречи подготовил ему презент: пластинку с песнями Шарля Азнавура. Накрыл хороший стол, но... Высоцкого перехватили по дороге и увезли на какую-то правительственную дачу. Мы не встретились. Для меня Владимир Высоцкий — это прежде всего реформатор песни. Он сумел приземлить свои произведения, убрал ложный пафос, который царил на тогдашней советской эстраде. Он пел языком народа, его произведения были энергетически сильными, а сочетания гласных и согласных делало некую вольтову дугу. Одни только рычащие звуки позволяли произведению делать язык жестким и очень образным. Для меня Высоцкий — прежде всего поэт-бард. Это явление и эпоха в нашей культуре. О его смерти я узнал из маленького некролога 3 на 4 сантиметра, напечатанного в «Советской культуре». Помню, как защемило сердце. Ведь он умер в разгар московской олимпиады, и его смерть стала полуподпольной. Власти ограничивали посетителей, хотевших попрощаться с артистом. В своей смерти он повторил печальную судьбу великого Прокофьева, который тоже умер в один день со Сталиным. И смерть гения осталась незамеченной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать