Влодзимеж ЦИМОШЕВИЧ: От выборов зависит уровень отношений Украины с НАТО

Министр иностранных дел Польши Влодзимеж ЦИМОШЕВИЧ дал интервью украинским журналистам сразу после окончания встречи министров иностранных дел стран- членов НАТО. Он выглядел несколько более оптимистичным, чем во время последних визитов в Киев. Цимошевич всегда отличался принципиальностью, поэтому его слова о том, что Варшава будет добиваться изменения качества отношений между НАТО, ЕС и Украиной, имеют определенный вес.
— На заседании Североатлантического совета все говорили об Украине. Все говорили с оптимизмом и надеждой. Очень сильное впечатление произвело поведение той части украинского общества, которая так однозначно защищала свое право на справедливые и честные выборы.
Было высказано много надежд на то, что выборы 26 декабря пройдут в соответствии со стандартами и будет избран тот президент, которого хочет большинство украинцев.
Я убежден в том, что справедливые выборы — это лучшая гарантия не только для суверенитета, но и для стабильности, и для территориальной целостности Украины. И я также убежден в том, что фальсифицированные выборы представляют собой наиболее серьезную угрозу для территориальной целостности страны.
Изменения к избирательному праву, к Конституции — это что-то очень важное, но это еще не все. Я знаю, что выборы еще не закончены, и я знаю, что даже по окончании выборов Украина окажется перед многими вызовами, многими проблемами. В то же время, никто не может обойти тот факт, что в украинском обществе наступают сильные разногласия, сильные разделения. Нужно будет эти разделения аккуратно преодолеть. Я надеюсь, что все украинцы поймут, что нужно уважать демократический выбор, демократическое решение, даже если оно кому-то не нравится, если у кого-то другие предпочтения.
Во-вторых, такое развитие событий создает новые шансы для Украины. Понятно, что именно Украина и украинцы решат, чего они хотят. Это касается их будущего сотрудничества со своими партнерами — с другими государствами, с международными организациями. Я уже говорил своим коллегам в НАТО, что в том случае, если украинские выборы будут проведены в соответствии с требованиями права и если они будут признаны демократическими, то НАТО должно быть готово к повышению уровня своего сотрудничества с Украиной — понятно, если того захочет Украина. Никто ничего не будет навязывать. Но НАТО, Европейский Союз должны быть открытыми для укрепления своего сотрудничества с Украиной.
Это не направлено против кого бы то ни было, особенно это не направлено против России. Я глубоко убежден, что у Украины будет хорошее сотрудничество с Россией, поскольку это нужно и Украине, и России, это нужно Европе. Нам нигде не нужны новые конфликты и напряженности. Но все мы должны признать право украинцев на свободный выбор — не только в том, что касается выборов президента или парламента, но и своего будущего как государства. И это право нужно уважать.
— Каков ваш взгляд на перспективы сотрудничества в Ираке? Ведь вы знаете, что, например, пан Ющенко обещал вывести украинские войска из Ирака в случае своей победы, а Верховная Рада недавно призвала к этому.
— Я, конечно, знаю об этих решениях Верховной Рады. И со всей откровенностью скажу, что мы надеемся, что украинское руководство будет открытым для консультаций со своими союзниками. Никто не должен принимать решения только односторонне, если это может привести к последствиям для союзников.
Операция в Ираке непопулярна не только в украинском обществе, она непопулярна также и в польском обществе. Но если руководство приняло решение об участии в этой операции, то оно руководствовалось уважительными причинами для этого. Я и впредь остаюсь убежденным в том, что это решение было правильным. Я и впредь об этом говорю, я говорю об этом в Польше своим родным, слышу и противоположные мнения.
Сейчас уже несущественно, кто прав. Зато существенно, что мы вместе создали многонациональную дивизию. И сейчас нужно осознано спроектировать будущее для этой миссии. Несомненно, миссия будет ограничена. Мы рассчитываем на то, что парламентские выборы в Ираке приведут к укреплению иракской власти, что процесс развития иракской армии укрепит способность самих иракцев к ответственности за безопасность своей страны. И таким образом зарубежные участники операции в Ираке смогут либо выйти, либо сократить свой персонал. Например, Польша уже какое-то время говорит о постепенном сокращении своего персонала.
Если бы Украина решила со дня на день вывести свой контингент, это бы создало серьезные проблемы для союзников по многонациональной дивизии, и в том числе и для Польши. У нас было бы некем со дня на день заменить украинских военных. Таким образом, вся эта ситуация требует консультаций.
— До какого предела Польша собирается сокращать свой персонал?
— Мы надеемся приступить к сокращению после выборов в Ираке, и это, очевидно, будет глубокое сокращение. Речь идет о порядке нескольких десятков процентов. Но одновременно, например, мы только что приняли решение о направлении группы наших военных для обучения иракской армии в рамках НАТО. Таким образом, часть контингента будет выведена из состава многонациональной дивизии, но она останется в Ираке.
— То, что обсуждение ситуации в Украине было таким представительным, будет означать только политическую оценку, или это может привести и к другим сигналам?
— В заключительном документе встречи министров вы видите тезис номер 12, посвященный Украине. Тем самым подчеркивается право украинского народа на принятие решений свободным образом, и выражается надежда, что выборы пройдут в соответствии со стандартами, без всяких нарушений. Есть там и поддержка последнего решения Верховной Рады, и заявление о том, что это решение должно быть как можно скорее воплощено в жизнь, чтобы, собственно, сделать возможным проведение выборов.
— Но ведь это не указывает на перспективы будущего сотрудничества...
— Нет. Сейчас это преждевременно, это не тот момент. Зато после украинских выборов, без сомнения, очень скоро дойдет до контактов министров иностранных дел стран, входящих в НАТО, с новым руководством Украины. И я убежден, что откроются новые возможности для upgrading, повышения стандарта и статуса сотрудничества между НАТО и Украиной. Но я еще раз подчеркну, еще это полностью будет зависеть от воли Украины. Никто ничего не хочет Украине навязывать.
Безусловно, у нового президента, нового правительства Украины наверно будет определенный взгляд на внешнюю политику страны, они будут знать, чего хотят. Если они только поддержат декларации, известные из прошлого, о стремлении Украины к более глубокому сотрудничеству с Североатлантическим альянсом, с Европейским Союзом, то, по моему глубокому убеждению, обе эти институции — и Альянс, и ЕС — должны ответить положительно. А что касается деталей — то еще будет время для разговоров.
— Означает ли это, что, в частности, может быть положительным ответ на желание Украины присоединиться к Плану действий по членству?
— Польша уже давно предлагала, чтобы НАТО согласилось на Membership Action Plan для Украины. Мы и впредь будем это делать. До сих пор это было невозможно со стороны НАТО. Я надеюсь, что сейчас шансы на это растут, хотя Польша в качестве отдельной страны не может ничего гарантировать и не может выступать от имени всего НАТО.
Но я не могу припомнить, чтобы когда-либо был настолько глубокий интерес к Украине, и такое глубокое понимание, настолько важна Украина и как партнер, и как сосед, и настолько в связи с этим важно сотрудничество с Украиной. Я не могу такую ситуацию припомнить из прошлого. Это что- то абсолютно новое.
Выпуск газеты №:
№228, (2004)Section
Панорама «Дня»