Волошинский дом
К 130-летию со дня рождения известного поэта и художника в Коктебеле и Киеве проходят торжестваВ Национальной филармонии Украины прошел вечер «Дом поэта», 19 июня в Музее русского искусства откроется выставка «Лучшее из наваждений земли...», где можно будет познакомиться с 200 живописными работами Максимилиана Александровича из фондов Музея в Коктебеле, в Киеве на доме, где родился мастер (ныне это бульвар Шевченко, 24/9), установят мемориальную доску (об открытии историков киевского адреса поэта «День» писал в №85), а в Крыму завершены реставрационные работы в Волошинском музее.
На этой неделе собрание друзей Дома поэта в Коктебеле могло, наконец, констатировать, что музей пережил фактически второе рождение. Реставрация была начата в декабре 2004 г., в мае следующего года завершили работы в Мастерской художника и экспозиционных залах, а к концу 2006 г. — в мемориальных комнатах Дома. Работы носили комплексный характер и были выполнены согласно проекту, разработанному мастерской «Укрпроектреставрация» и Государственной службой Украины по охране культурного наследия. Подрядчиком выступило ЧП «Дива», имеющее лицензию на ведение реставрационных работ и опыт работы на объектах, являющихся памятниками культурного наследия. Существенную поддержку в реставрации Дома-музея Волошина оказала Верховная Рада и Совета министров Крыма, Министерство культуры и искусств Крыма и др.
Во время открытия Дома поэта председатель ВР Крыма Анатолий Гриценко поблагодарил всех, кто оказал помощь в сохранении фондов музея и благоустройстве его территории, и заверил, что крымская власть будет содействовать в разрешении еще существующих в Доме-музее проблем. В частности, руководством заповедника планируется восстановить флигель на территории усадьбы Максимилиана Волошина, добиться передачи в состав музея Дома матери поэта (Елены Оттобальдовны), и тогда появится целостный комплекс. Кстати, Совет министров АРК принял постановление о выделении 1,5 млн. грн. на проведение дальнейших работ по обустройству Дома-музея.
Максимилиан Волошин родился в Киеве, по отцу (Александру Кириенко-Волошину) он происходит из древнего рода запорожских казаков, а по матери (Елене Кириенко-Волошиной, в девичестве Глазер) из обрусевших в XVII в. немцев. В три года остался без отца, детство и отрочество Максимилиана прошли в Москве. В 1893 г. мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897-м окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900), а также за «отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» был отстранен от занятий. Во избежание последствий, Максимилиан отправился осенью 1900 г. рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период М.А. Волошин называл позднее «решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры».
Максимилиан приобщился к достижениям художественной и интеллектуальной культуры Западной Европы, много путешествует. Волошин дебютировал как литературный критик: в 1899 журнал «Русская мысль» печатает без подписи его рецензии, в мае 1900 там же появляется большая статья «В защиту Гауптмана», подписанная «Макс. Волошин» и представляющая собой один из первых тогдашних манифестов модернистской эстетики.
Волошин был высокообразованным человеком: поэт, живописец, архитектор, историк, философ, публицист... Максимилиан Александрович парадоксально мыслил. Он признавался, что живописью занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Волошин оказался даровитым художником, его излюбленным жанром стали акварельные крымские пейзажи со стихотворными надписями...
Он общался с известнейшими людьми своего времени, такими как Александр Блок, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Иван Бунин, Амедео Модильяни, Одилон Редон, Пабло Пикассо, Сергей Королев и многими другими. В 1933 году Андрей Белый назвал Дом Волошина одним из «культурнейших центров не только России, но и Европы», определив: «Не дом, а — музей, и музей — единственный», подчеркнув тем самым уникальность Дома поэта ещё в начале XX века. Сегодня основу ценной коллекции Волошинского музея составляют более 55 тыс. экспонатов, среди которых есть истинные раритеты, а также архив и предметы, которые около 100 лет никогда не покидали этот дом и размещены там, где их расположил сам Максимилиан Александрович, что в мировой музейной практике является исключительным случаем. Как известно, дом в Коктебеле строился по проекту и чертежам Волошина. Изначально задуманное для приема многочисленных гостей здание оказалось оригинальным по архитектуре и внутренней планировке, и удивительно гармонично вписалось в коктебельский пересеченный ландшафт, составляя с ним единое целое. Дом стал духовным и культурным центром, известным и в Западной Европе. Не случайно скульптурный портрет Волошина уже почти сто лет стоит в центре Парижа. В 1924 году Максимилан Волошин получил удостоверение, разрешающее создание в его доме бесплатного дома отдыха для писателей, а Валерий Брюсов в этом же году уподобил волошинский Коктебель с толстовской Ясной Поляной. В 1931 году Максимилиан Александрович завещал первый этаж своего дома и находящийся вблизи дом своей матери Всероссийскому союзу писателей. На базе этих зданий был создан первый в мире Дом творчества писателей. До наших дней из всего дачного поселка сохранились только эти два дома. В разное время в Доме поэта работали и отдыхали известнейшие деятели культуры и науки.
С 1923 года Дом матери также вошел в созданную Волошиным «Коктебельскую художественную научно-эксперементальную студию». В этом доме, в разное время, жили такие известные личности: Марина и Анастасия Цветаевы, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Максим Рыльский, Всеволод Рождественский, Платон Воронько, академик АН УССР Белецкий, авиаконструкторы Антонов, Королев и другие выдающиеся гости.
Умер Максимилиан Александрович в Коктебеле 11 августа 1932 года. В фондах Дома-музея Волошина хранятся фотографии дома Е. О. Кириенко-Волошиной начала XX века, а также его изображения на рисунках М. А. Волошина и других художников. В частности, дом Елены Кириенко-Волошиной изображен на картине известного художника К. Петрова-Водкина «Землетрясение в Коктебеле» 1927 г., когда он там проживал. Ради сохранения не имеющего в мире аналогов единства природы, личности, духовной и культурной среды на базе Дома-музея Волошина в 2001 году был создан Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М. А. Волошина».
К открытию музея после реставрации и к нынешнему курортному сезону в Доме поэта открыты выставки «Я покидаю всех, но никого не забываю...», выставка книг из фондов Научной библиотеки, фотографий из истории Дома Максимилиана Волошина, «Пейзажи юго-восточного Крыма» в фотоработах В. Тихонова. На празднике открытия было представлено репринтное переиздание второй книги из серии прижизненных изданий Максимилиана Волошина «Стихотворения 1900-1910», было также проведено гашение тематически оформленных конвертов, выпущенных к этой дате «Укрпочтой».
— Дом-музей Максимилиана Волошина играет заметную роль в культурной жизни Украины, — рассказывает директор музея Наталья Мирошниченко, — на его базе проводятся международные научные конференции, Дом поэта первым из музеев стал участвовать в Международной библиотечной конференции, фестивале «Интермузей». Наши музейные ценности экспонировались на выставках в различных городах Украины, Германии, России и Франции. Приобрели широкую известность среди почитателей волошинского творчества ежегодные акции, в частности, открытый литературный Интернет-конкурс им. М. Волошина, в котором в этом году приняли участие литераторы из более чем 20-ти стран. Мы проводим Международный волошинский поэтический фестиваль и Международный пленэр художников, которые привлекают в Коктебель ведущих мастеров и творческую молодежь. Коллектив музея подготавливает работы научного и научно-популярного плана, одна из уже изданных книг — художественный альбом «Сокровища Дома Волошина», получившая сертификат как лучшее издание АР Крым. Научные статьи сотрудников переводились на многие европейские языки.
Выпуск газеты №:
№97, (2007)Section
Панорама «Дня»